презентация к докладу компетентностно-ориентированный подход в обучении


Компетентностно-ориентированный подход – основа повышения качества образования предмета Новые стандарты образования Стандарт l - го поколения:фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Стандарт l l- го поколения:школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения» информационнообразовательная среда педагогические кадрыматериальнотехническое *финансовоэкономическоеинформационное обеспечение Новые стандарты являются отражением социального заказа и рассматриваются разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. изменения во всех звеньях педагогической системы: в целевых установках:в содержании образования:в деятельности педагога:в технологическом обеспечении:в образовательной среде: Сравнение традиционного и компетентностного подходов Традиционный подход Компетентностный подход Цели обучения Ориентация на сохранение экстенсивного пути развития школы (чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности). Цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний(не отрицает значения знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Цели образования предполагают ответ на вопрос: чему научился ученик за годы обучения в школе? Пути формирования ценностных ориентаций Личностный результат можно достичь за счет приобретения необходимых знаний. Основной путь - получение опыта самостоятельного решения проблем. Ожидаемый результат Усвоение сведений, понятий, способность решать типовые задачи, умение действовать по алгоритму и т.д. Умение видеть проблему, анализировать данные и ожидаемый результат, умение создавать модель, необходимую для решения проблемы, анализировать ее – важнейший результат обучения. Критерии оценки Пятибальная шкала оценок. Одну и ту же оценку можно получить, сделав разные ошибки. Расширяется шкала оценок, оценка сопровождается словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Большое внимание уделяется анализу работ. Образовательные программы Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга. Связи между ними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий. Программа по отдельным предметам должна рассматриваться как элемент образовательной программы школы. При разработке данных программ нужно их связывать с определенным этапом школьного образования – ступенью школы, классом. Лебедев Олег Ермолаевич Кафедра институциональной экономикиПрофессорУченые степенидоктор педагогических наукУченые званияпрофессор, член - корреспондент РАОг. Санкт-Петербург 1. научить учиться2. научить объяснять3. научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни4. научить ориентироваться в мире духовных ценностей5. научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; 6. научить решать проблемы, , общие для различных видов профессии и иной деятельности. Компетентностный подход позволяет: два базовых понятия: "компетенция" - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним."компетентность" - владение, обладание человеком соответствующей компетенции. Включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, различая эти понятия, предлагает следующие определения. О.Е.Лебедев рассматривает компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» Министерство образования и науки «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности» О.Е.Лебедев : ключевые компетентности1. Способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. 2. Способность действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении ее условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке результатов. 3. Решение проблем, актуальных для школьника. политические и социальные связанные с жизнью в многокультурном обществе относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией связанные с возрастанием информатизации общества способность учиться на протяжении жизни Компетенции общие (базовые, универсальные, ключевые) Ключевые компетентности, основные, которые необходимо формировать на уроках в основной школе: · информационная · коммуникативная · исследовательская · готовность к решению проблем · готовность к самообразованию «Не в количестве знаний заключается образование,а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».А. Дистервег