Презентация работы на методобъединении 27.01.16г Психологическое сопровождение семьи гиперактивного ребёнка


Подготовила: практический психолог Калашникова Н.Л.Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №288Психологическое сопровождение семьи  гиперактивного ребёнка»Выступление на семинаре -практикуме практических психологов Куйбышевского района г.Донецка -29.01.2016г. Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение. Основной задачей психолога и педагога становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него. Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. 3-4 годаПик максимального проявления 4-7 летПРОЯВЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ 5-7 лет ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКАРодители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. И поэтому одни стремятся жесткими мерами бороться с непослушанием сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, “опустив руки”, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители слыша в детском саду или в школе непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.  Как родители могут помочь своему гиперактивному ребенку? Необходимо  воспитывать в детях навыки управления своим состоянием, помогать им освоить одобряемые модели поведения. В этом случае важно помнить, что единственно эффективный способ воспитания – это личный пример. Таким образом, только в случае подобного комплексного подхода: привлечения необходимых специалистов, последовательного, единодушного воспитания со стороны всех окружающих взрослых, произойдет правильная реализация потенциала гиперактивного ребенка.  Домашняя программа коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностиВ домашней программе коррекции должен преобладать поведенческий аспект:1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:Проявлять достаточно твердости и последовательности в воспитании;Помнить, что чрезмерная подвижность, недисциплинированность не являются умышленными;Контролировать поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;Не давать ребенку категорических указаний, избегайте слов ''нет'' и ''нельзя'';Строить взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;Избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;Реагировать на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) Повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз.Не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.Выслушивать то, что хочет сказать ребенок.Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. 2. Изменение психологического микроклимата в семье:уделяйте ребенку достаточно внимания; проводите досуг всей семьей;не допускайте ссор в присутствии ребенка.Организация режима дня и места для занятий:установить твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;чаще показывать ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;снижать влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;оградить гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления детей;помнить, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 3.Специальная поведенческая программа:придумать гибкую систему вознаграждения за хорошо выполненное и наказание за плохое поведение, можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;не прибегать к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;чаще хвалить ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;составить список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашения на определенные виды работ;воспитывать в детях навыки управления гневом и агрессией;не стараться предотвратить последствия забывчивости ребенка;постепенно расширять обязанности ребенка, предварительно обсудив их с ним;не разрешать откладывать выполнение задания на другое время;не давать ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогать ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап; не давать одновременно нескольких указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;Объяснять иперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.Помнить, что словесные формы убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок не готов еще к такой форме работы.Для такого ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:лишение удовольствия, лакомства, привилегий;запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;внеочередное дежурство по кухни и т.д.Следует учитывать, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАЦель: -научить родителей справляться с собственным эмоциональным истощением.Задачи: -познакомить родителей со способами восстановления от стрессов;-познакомить родителей с упражнениям, что делать при чрезмерно эмоциональном напряжении. «Эмоциональное сгорание родителей гиперактивных детей»