Презентация по русскому языку и литературе Малые жанры детского фольклора села Старая Теризморга


МОУ «Старотеризморгская СОШ» Старошайговского районаИсследовательская работа«Малые жанры детского фольклора села Старая Теризморга»Выполнила: Чалдышкина Кристина Владимировна, ученица 8 кл.Руководитель: Сокорова Любовь Александровна, учитель русского, родного языка и литературы.Детский ансамбль «Лаймоня» Цель работыЦелью данного исследования является: 1. Исследование жанров детского фольклора села Старая Теризморга.2. Изучить значимость, популярность и востребование произведений детского фольклора у современных детей.Достижение поставленных целей требует решения следующих задач: 1. Дать общую характеристику детского фольклора села Старая Теризморга; 2. Рассмотреть жанровую классификацию детского фольклора села; 3. Провести опрос среди учащихся школы и родителей о популярности и востребовании детского фольклора.Чтобы исследовать детский фольклор моего села, я наметила следующие методы исследования:1. Работа по дополнительным литературным источникам для углубления своих знаний по теории детского фольклора;2. Опрос жителей села по данной теме;3. Опрос учащихся школы. Актуальность выбранной темы Приобщение к мордовской национальной культуре, детскому фольклору становится актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и обычаи, но и стремится глубже изучить традиции предков, перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. Детский фольклор имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Поэтому важно знакомство с фольклором. В данной работе рассматриваются результаты исследования малых жанров детского фольклора села. О фольклоре Мордовии можно узнать из различных источников, но работы, где бы подробно освещалось детское устное творчество нашего села, не существует. В связи с этим представляется важным написание такого исследования. Ещё одна причина – это любовь к своей малой Родине, которую каждый человек проносит через всю жизнь. Мы должны знать культуру, традиции своего села, фольклор, чтобы сохранять и передавать следующим поколениям. Детский фольклор села состоит из трёх циклов:- творчества взрослых для детей (нюряфнема моротне, идень тетюшкамат, комотьфнемат, валмуворкст); - детского творчества (содама ёфкст, эвотькс мархта быличкат, налхксемат, считалкат, закличкат, сидеста корхтамат);- то, что перешло в детский фольклор из устного народного творчества взрослых, из литературы. Малые жанры детского фольклора села Старая ТеризморгаВ процессе исследования выявлены следующие малые жанры:Колыбельные песенки (нюрямонь моронят)Потешки (идень тетюшкаманят)Считалки, скороговорки (лувомкат, валонь мяньцемкат).Заклички (серьгядемат).Дразнилки (дразнямат).Загадки (загадкат).Частушки (сиде моронят).Былички (быличка).Пословицы (валмуворкст) (Сказки, легенды, хороводы, песни, игры…) Творчество взрослых для детей (нюряфнема моротне, идень тетюшкамат, комотьфнемат, валмуворкст); Колыбельные песни (нюрямонь моронят): взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Баю-баю-баеньки.., удок монцень лефкскянязе, гулянязе, татайнязе, мака панчфкязе. Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют гули (гулянязе), домовитые ласточки (пъзьгатанезе), цветочек мака (маконь панчфкязе). Говорится о тишине, покое. Назначение или цель таких песенок – убаюкать ребёнка. Этому способствовали спокойный монотонный напев, уменьшительно-ласкательные суффиксы «-еньк-, -оньк-, -ня-, -кя-». Песенки исполняли не только родители, но и старшие девочки в семье, помогая родителям.Нюрямонь мороняБаю-баю-баюшки!Бабать ваясь тракскяняц.Мольсь иднязе таргазе.Пулоняда ускозе,Сюроняда вятезе.-На-ка, бабай, тракскяцень.-Дай-ка, цёрай, тракскязень.- Мезямане инксонза?- Лофца лангонь пееськя.Иднязенди лофцоня,Кисаняти клоконя. Потешки (потешкат). Народ создал в селе множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл:А тара-ра, тара-ра!Мес ашемайть арала?Якань марень салама.Оцю Гришась няемань,Пиле ланга тяемань.Пиленязе верыясь,Тядянезе кяжиясь! Копша панян, кши пидян.Пятнагоду - бух!Колобоконя пидян!Колобоконя пидян!.Быличка про Кудатя (домовой) Однажды муж с женой собрались в Шувары (соседнее село, где проходили ярмарки). Дома остаются дети одни, без присмотра взрослых. Дают наказ детям: дома не бегайте, следите за младшими, не разжигайте огонь, а то придёт Толава – хорошего не будет. Купаться на речку не ходите, а то Ведява утащит. Былички Былички (быличкат) – это истории о том, чего не бывает. Большое внимание в детском фольклоре села обращает на себя мордовские божества.ПаксяваВиряваВедява Вывод: мы провели опрос среди женщин и пришли к выводу, что все женщины по сегодняшний день поют своим детям, внукам и правнукам колыбельные песни, забавляют их потешками и прибаутками, рассказывают былички. Считалки (лувомканят)– весёлые стихи для начала игры. Считалки (лувомкат)Ай, катоня, катоня,Лефкскадот тонь ветеня.Ай, катоня, киска,Нярьцень ала миска.Фкя, кафта, колма, ниле.Мон сивонь сараз пильге.Кафта, колма, ниле, вете.Кинди повсь сараз прясь?Детские игры нашего селаВ селе сохранились из детского творчества такие игры: «Кончкянь», «Куднянь», «Сокор пачкалгонянь», «Чакаса налхксема», «Къчаса налхкома»… Дразнилки (дразнямат) - высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам.Колька, Колька, Николай!Саду салама сувай.Марьда топодемс пупай.Тоса локшеня кундай.Ай дигонь, дигонь, дянгу.Алгапулоц пангу.Шичявонза – казаконза,Синза – инженеронза.Цили-били, Васили,Очконяса эшеляй.Сонць тараканшка,Пекоц барабаншка.Пели, якай ланцезь.Цёрац якай анцезь.Аш прясонза вазьняц,Аш лангсонза орняц.Каладсь учань карденяц,Шавовсь учань верскеняц-Маштсь учань пляманяц. Вывод: в процессе исследовательской работы мы записали много дразнилок с разными именами, узнали у ребят, что они иногда сочиняют их на ходу. Этот жанр детского фольклора в селе был, есть и будет востребован детьми. ЧастушкиЧастушка (сиде моронят) - это короткая юмористическая народная песня.Если б не было воды, Не было б и кружки.Если б не было девчат, Кто бы пел частушки!Эрятама-ащетямаТеризморга велеса.Кштикшнетяма, морсетямаСтирня ялгань келеса. Календарный фольклор Заклички (серьгядемат) — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Шиня, листь! Шиня, листь!Бабать перяканза писть! Вывод: проведённый опрос среди учащихся 4 – 6 классов показал, что дети знают очень мало закличек.Пиземня, пяконе!Модась ули ляпоня,Модась ули ляпоня,Ласьконттяма кяпоня! ЗаключениеТаким образом, приобщение ребёнка к народной культуре своего села начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.Не смотря на то, что корни детского фольклора уходят в глубину веков, он остаётся, востребован и актуален в селе и в наши дни; по - прежнему мамы поют колыбельные песни, потешки, прибаутки своим детям, звучат считалки перед началом игры, рассказываются сказки, былички.В результате поиска, опроса старожилов села, опроса учащихся школы можно сделать следующие выводы: одни жанры наиболее востребованы, к ним относятся фольклор для самых маленьких (колыбельные, пестушки, потешки), игровой фольклор (считалки, игровые приговорки, скороговорки), особой популярностью пользуются дразнилки. Другие, к сожалению, почти забыты, к таким жанрам относится календарный фольклор (заклички). Новизна детского фольклора в том, что в настоящее время детский фольклор продолжает развиваться, создаются новые колыбельные песенки, частушки, пословицы и поговорки, сказки и загадки. Это наблюдается в нашем селе лучше, чем где-либо, так как в селе сохраняется мокшанская культура с её традициями, обрядами, которые исполняются Старотеризморгским национальным хором, детским ансамблем «Лаймоня», учащимися школы, жителями села. Сохранение Детского фольклора В селе Старая Теризморга Библиографический списокН.Ф.Мокшин, А.С.Лузгин «Мордовский народ в истории и культуре Российского государства», Саранск, мордовское книжное издательство, 2012г.Н.П.Макаркин «Мордва», Саранск, мордовское книжное издательство, 2012г.Осипова А.И., Киреев В.Л. «Ёфксонь-моронь эшиня», Саранск, мордовское книжное издательство, 1992г.Шуляев А.Д. «Народть мяляфтомац пефтома», Саранск, мордовское книжное издательство, 1993г. «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», 8 том, Саранск, мордкиз, 1981гВоспоминания сторожилов села: Шеянова Зинаида Владимировна, 1956г.р. Шеяновой Анастасии Кузьминичны, 1934г.р., Ямашкина Василия Петровича, 1929г.р. Ямашкиной Нины Андреевны, 1930г.р.