Презентация на тему Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и её влияние на качество образования


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Подготовила: Козырева Т.А. учитель русского языка и литературы МБОУ Перенская средняя школа это организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения. Проектное обучение - ДЖОН ДЬЮИ американский философ и Педагог Предлагал строить обучение ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знаниях. ИСПОЛЬЗОВАЛ ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯСТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ ШАЦКИЙ, русский педагог 1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. 2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов. («Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»). 3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу. («Нравственный человек в жизни и в литературе»).В зависимости от предметно-содержательной стороны различают проекты: выделяются:Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала). В зависимости от включённости проектов в учебный план информационныйисследовательский практико-ориентированныйтворческий игровой (ролевой)В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта можно выделить следующие типы проектов: цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"), обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) результат (статья, реферат, доклад, презентация ) 1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.Исследовательский проект Объектом изучения в проекте «Язык мой – друг мой" является история и современное состояние лексики, так как именно слово - важнейшее средство в системе языковых единиц. По содержанию проект монопредметный (на материале конкретного предмета). Включён в учебный план (из учебного курса выносится часть содержания обучения). По времени мини-проект - 2 недели; 4 консультации во внеурочное время. По количеству участников - групповые: 10 человек, 2 группыПроект в центре внимания ставит вопросы, связанные с понятием культуры речи. Как сохранить наш язык «чистым»: стоит ли засорять его иностранными словами, жаргонами, сленгами. Достаточно ли в языке других лексических средств. Почему лексика? Потому что главная языковая единица – слово, а «слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, пароль, букву, общение, остроту, шутку». (В.И. Даль).Проект разрабатывается для проведения повторительно-обобщающего урока по теме "Лексика". Основополагающий вопрос: Что значит говорить красиво? Оправданным является заимствование, которое означает в языке то понятие, которого ранее в этом языке не существовало. Например, таких понятий, как "шоколад", "галоши", "телефон" и многих других, в русском языке не было. Неоправданным заимствованием является слово, которое вводится в язык из иностранного языка (и используется в нём) в качестве синонима для определения того или иного понятия, при том что русские слова, определяющие это понятие, уже имеются в наличии.Всегда ли оправдано употребление иностранных слов. 1. Как часто Вы используете иностранные слова в речи? 1.Часто. 2.Редко. 3. По мере необходимости. 2. Где чаще всего Вы слышите иностранные слова? 1. Дома 2. В школе 3. СМИ 3. Стараетесь ли Вы узнать больше иностранных слов? 1. Да, чтобы быть более грамотным. 2. Нет, не считаю это необходимым. 3. По случаю. 4. Можно ли, на Ваш взгляд, современному человеку обойтись без иностранных слов? 1. Да 2. Скорее нет 3.Нет Анкета с возможными вариантами ответов. Жаргоны засоряют нашу речь. Молодежный жаргон часто называют сленгом (от англ. slang) или арго (от франц. argot). Слова-паразиты не несут никакой информации и затрудняют понимание. Сквернословие – первый признак бескультурья человека.ВЫВОДЫ Не используйте в своей речи ненормативную лексику, вульгаризмы.Исключите слова-паразиты. Обычно мы их употребляем, сами того не замечая.Запишите свою речь на диктофон, и вы услышите, есть ли эти ненужные слова. Чтобы речь была красивой, не употребляйте слишком много иностранных слов. Они тяжело воспринимаются, поэтому собеседник будет слушать вас невнимательно. Как говорить правильно и красиво. Как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, заочной экскурсии).Такой проект применим более на уроках литературы.Примерная тематика: «По пушкинским местам», «Петербург Ф.М. Достоевского». «М.Ю. Лермонтов – художник». Творческий проект Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д. Практико-ориентированный проект В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Игровой (ролевой): «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и тогда я постигну». КонфуцийСуть метода проекта 1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования; 2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников; 3. проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте; ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности; 5.хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихсяПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки;       2.при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года. МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Итог проектной деятельности: веб-сайт, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, журнал, праздник, картина, сценарий. Итог исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы – внешних продуктах. аналитические: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа, планирование своей деятельности, самоанализ;презентационные: выбор способов и форм наглядной презентации, результатов деятельности, изготовление предметов наглядности,подготовка письменного отчёта о проделанной работе;Общими для проектной и исследовательской деятельности являются компоненты: коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет, формулирование ключевых слов;информационные: структурирование информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, проведение эксперимента, осмысление полученных результатов.Общими для проектной и исследовательской деятельности являются компоненты: 1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.5.Возрастает нагрузка на учителя.Возможные трудности при работе над проектом 1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.Как преодолеть трудности? http://www.trizway.com/art/search/152.html;http://www.abitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/liverts.htm;http://www.nanometer.ru/2009/12/18/vvedenie_v_nanotehnologiu_161302.html;http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=948&ur2=957.Список использованной литературы