Презентация «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»


"Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают."Джон Дьюи Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.проф. Е. С. Полат Проектная деятельность Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?Может быть, создание условий для развития личности?А что это за условия и как их создавать? Метод проектов в советской школе(по следам отечественных разработок 1920-х гг.) "…Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества"Проф. Е.Г.Кагаров"Метод проектов в трудовой школе" (1926г.) Целевые ориентации Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.Включение учащихся в режим самостоятельной работы.Самостоятельное приобретение знаний из разных источников.Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. Развитие важных компетенций для современной жизни: Способности брать на себя ответственность;Участвовать в совместном принятии решения;Делать свой выбор;Владеть устным и письменным общением;Способность учится всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности Недопустимое падение качества обучения. Почему? Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;Слабая разработанность методики проектной деятельности;Гипертрофия "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;Сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ". "В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"Коллингс Проект - это "пять П" ПроблемаПроектирование (планирование)Поиск информацииПродуктПрезентацияШестое "П" проекта - это его портфолио Структура и циклограмма учебного процесса Классификация проектовпо доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированный проект Исследовательский проект Информационный проект Творческий проект Ролевой проект Классификация проектовпо комплектности и по характеру контактов По комплексности (предметно-содержательной области):МонопроектыМежпредметные проекты По характеру контактов:Внутриклассные,ВнутришкольныеРегиональные Всероссийские,Международные. Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Долгосрочные (годичные) проекты Персональные или групповые проекты? Преимущества персональных проектов: Преимущества групповых проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью в проектной группе формируются навыки сотрудничества у учащегося формируется чувство ответственности проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию. Критерии оценки деятельности Владение способами познавательной деятельностиУмение использовать различные источники информации, методы исследования и т.д.Коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностямСамоорганизация: умение ставить цель, составлять, реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практикеУчитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиляКак руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностямиСписок ролей: Энтузиаст, Специалист, Консультант, Руководитель, "Человек, задающий вопросы", Координатор, Эксперт. Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты». ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ? "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"Дж. ГербертПроект - это особая философия образования. Философия цели и деятельностиФилософия результатов и достижений Ресурсы: http://www.mobilmusic.ru/wallpaper.php?id=419333 http://nevseoboi.com.ua/oboi-wallpapers/grafika-3d/page,2,1630-prazdnichnye-i-abstraktnye-fony-87-oboev.html Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»г. Сафоново Смоленской области