Презентация «Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников»


Ягудина Сания Минсаитовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде Методическая разработка«Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников» Ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. В достижении этой цели большую роль играет практическая психология, активно развивающаяся в нашей стране в последние годы и все шире внедряющаяся в систему образования. В дошкольной психологии особую значимость приобретает изучение особенностей и причин психологической зависимости от родителей в дошкольном возрасте. Воспитание в качестве основной функции семьи по отношению к личности ребёнка является системой, формирующей его нормативный, этический, моральный, психический фундамент Цель данной работы – определение психолого-педагогических условий оптимизации эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. Объект исследования – эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников.Предмет исследования – стиль семейного воспитания как фактор влияния на эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников. Задачи выпускной квалификационной работы:- проанализировать теоретические вопросы влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста: определить понятие и сущность эмоционально-личностного развития, дать краткую психологическую характеристику старшего дошкольного возраста, рассмотреть стили семейного воспитания как фактора влияния на развитие ребенка;- подобрать диагностический инструментарий для определения характера и степени влияния стиля семейного воспитания на показатели эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников;- разработать и реализовать систему психолого-педагогической деятельности по оптимизации стиля семейного воспитания;- оценить эффективность разработанной системы психолого-педагогической деятельности по оптимизации стиля семейного воспитания для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. Для решения задач исследoвания и прoверки гипoтезы были испoльзoваны следующие группы метoдoв: теоретические: анализ, реферирование, цитирование; эмпирические: кинетический рисунок семьи, методика «Выбери нужное лицо», методика «Какой Я?», опросник АСВ, социометрическая методика «У кого больше?» методы математической статистики: частотный и сравнительный анализ, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ; методы презентации полученных данных: таблицы, гистограммы Исследование осуществлялось на базе ОГКУСО СРЦН «Радуга». В исследовании приняли участие 24 ребенка Теоретический анализ литературных источников показал, что важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, а особенность отношений родителей к собственным детям закрепляются у последних в их отношении к окружающим и оценкам их поведения. Организация исследования осуществлялась поэтапно: констатирующий этап (сентябрь 2014 года), включающий диагностику стиля семейного воспитания и степени эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, определение направленности и силы влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников формирующий этап (сентябрь 2014 – февраль 2015 года), включающий разработку и реализацию системы педагогической деятельности по оптимизации стиля семейного воспитания контрольный этап (февраль 2015 года), включающий повторную диагностику стиля семейного воспитания и степени эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, осуществление статистического анализа результатов для выявления оптимизации исследуемых показателей по окончании мероприятий формирующего этапа и эффективности мероприятий программы по оптимизации стиля семейного воспитания для определения стиля семейного воспитания применялись: кинетический рисунок семьи (с расчетом по симптомокомплексам) в интерпретации Р. Бернса и С. Кауфмана, опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса для определения эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников применялись: методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, методика «Какой Я?» Н.И. Непомнящей, социометрическая методика «У кого больше?» Я.Л.Коломенского Результат диагностики стиля семейного воспитания Выраженность симптомокомплексов по методике «Кинетический рисунок семьи» Результаты диагностики эмоционального благополучия детей Результат корреляционного анализа данных констатирующего этапа исследования Коррекция стиля семейного воспитания в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я». Цель формирующего этапа - разработка и реализация мероприятий программы по оптимизации стиля семейного воспитания. Концептуальной основой программы по оптимизации стиля семейного воспитания является идея сотрудничества взрослого с ребенком – в этом заключена оригинальность представленной программы. Динамика показателей нарушения процесса воспитания в семье Динамика показателей выраженности причин нарушений в семейном воспитании Динамика показателей эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников Данные контрольной диагностики Динамика выраженности симптомокомплексов по методике «Кинетический рисунок семьи» Следовательно, наше первоначальное предположение о том, что оптимизация стиля семейного воспитания является одним из основных условий процесса оптимизации показателей эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников полностью подвердилось.