Презентация к семинару для педагогов дополнительного образования Развитие одаренности у чреждениях дополнительного образования детей


Развитие одарённости в учреждениях дополнительного образования детейСеминар для педагогов дополнительного образования ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.ОДАРЕННОСТЬ - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Качества, чаще всего характеризующие одарённых детейНеровно успевающий.Выбивающийся из общего темпа.Странный в поведении, непонятный.Занятый своими делами (индивидуалист).Не умеющий общаться, конфликтный.Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видовВеликий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии. Категории одаренных детей:1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Этапы работы с одарёнными детьми1 Диагностика 2 Предоставление выбора 3 Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей4 Развитие в одаренном ребенке психологии лидера Формы обучения одаренных детей индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;научно-исследовательская работа, специально организованная интерактивная работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;сетевое взаимодействие, очно-заочные школы; каникулярные сборы, лагеря (профильные смены), мастер-классы развития творческой одаренности, творческие лаборатории, тренинги развития творчества; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;детские научно-практические конференции и семинары;самоуправление. Стратегии в работе с одаренными детьми выявление и развитие потенциальных возможностей;активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей; поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком. Савенков А.И. описывает такие стратегии, как: ускорение обучения, углубление обучения, обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.), проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Направления развития одаренности детей, в системе дополнительного образования:Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление. 3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека к активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения. Требования к личности педагога, работающего с одарёнными учащимися Требования к деятельности педагогов, работающих с одарёнными детьми: разработка гибких, индивидуализированных программ; создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;использование различных стратегий обучения и воспитания;уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании? а) да, наверняка, б) это маловероятно, в) возможно.5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности? а) да, б) часто думаю, что сумею, в) да, часто.6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей? а) да, это меня привлекает, б) нет, меня это не привлекает, в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого? а) да, б) удовлетворяюсь тем, что есть, в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.  16. На занятиях мне импонируют следующие ответы а) средний, б) достаточный, в) оригинальный.17. Во время отдыха Вы предпочитаете…. а) решать проблемы связанные с работой, б) прочитать интересную книгу по проблеме, в) погрузиться в мир любимых увлечений.18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если…. а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца, б) Вы более или менее довольны, в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.   Спасибо за внимание!