Презентация к семинару-практикуму на тему Модель современного урока в контексте ФГОС СПО


Методический семинар-практикум Методист: Огорельцева Марина Геннадьевна 26 апреля 2016 г. Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение«Кинешемский технологический техникум-интернат»Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Модель современного урока в контексте ФГОС СПО Виды учебных занятий лекция семинарпрактическое занятиелабораторное занятиеурок консультация Что такое урок? Продолжите, пожалуйста фразы: У Р О К Узнать …………… Развить ………… Обобщить ………….. Конкретизировать корректировать ………………… Цели семинара Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.Обобщить: знания о современном уроке.Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока. «Урок сегодня – это ……………….» «Я иду на урок, чтобы ……………» УРОК — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному). Урок сегодня - это 1. Организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов. 2. Учебное сотрудничество. 3. Активные и интерактивные формы работы. 4. Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов). 5. Хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант). 6. Реализация триединой цели (ТЦУ) урока (развитие, обучение, воспитание) Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС Объявление темы урока Преподаватель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Планирование Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС Практическая деятельность обучающихся Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (преподаватель консультирует) Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель консультирует) Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает) Оценивание обучающихся Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), (преподаватель консультирует) Отличия традиционного урока от урока по ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС Итог урока Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».Уильям Уорд ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА 1.Определяем тему учебного материала.2.Определяем дидактическую цель темы.3.Определяем тип урока:урок изучения нового материала;урок совершенствования знаний, умений и навыков;урок обобщения и систематизации знаний;урок контроля знаний, умений, навыков;урок коррекции знаний, умений и навыков;комбинированный урок4.Продумываем структуру урока.5.Продумываем обеспеченность урока.6.Продумываем отбор содержания учебного материала.7.Определяем выбор методов обучения.8.Выбираем формы организации педагогической деятельности9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.10.Осуществляем рефлексию урока. Определяем дидактическую цель темы Цели урока Обучающие – чему? - умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией - умению эффективно действовать в нестандартной ситуацииВоспитывающие – что? - инициативность и самостоятельность - волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий -навыки сотрудничества, толерантность - систему морально - нравственных ценностей - гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежностиРазвивающие – что? деятельность, мышление, рефлексию Продумываем структуру урока Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. УРОК ЦЕЛЬ СПОСОБ СРЕДСТВА Структура комбинированного урока 1) Организационный этап. 2) Этап всесторонней проверки домашнего задания.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. 5) Первичное усвоение новых знаний. 6) Первичная проверка понимания. 7) Первичное закрепление. 8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.10) Рефлексия (подведение итогов занятия). Характерные черты каждого этапа урока 1) дидактическая задача этапа урока2) содержание этапа3) условия достижения положительных результатов4) показатели выполнения дидактической задачи этапа5) требования к реализации дидактической задачи этапаспособы активизации на данном этапеошибки, допускаемые при реализации этапа “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии образования Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Современный урок – это: • урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);• урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту;• урок, содержащий разные виды деятельности;• урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно;• урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента; • современный урок развивает у обучающихся креативное мышление;• современный урок воспитывает думающего студента; • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности Подведение итогов Что нового о современном уроке Вы сегодня для себя узнали?Необходимо ли это знание Вам в организации урока?Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара? Рефлексия Для меня важно и интересно ……………….Я получил(а) конкретные рекомендации ……………Мне было трудно (не понравилось) ………………………Моя оценка психологической атмосферы ……………Для меня было недостаточно ……………………………… Благодарю всех за участие в семинаре! Успехов вам!