Презентация Празднование Масленицы на Руси


История Масленицы Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». По одной версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продуктыещё можно употреблять –вот и пекут блины масленые. Почему Масленица называется масленицей. В основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица». В старину Масленица, пожалуй, была самым весёлым праздником. это и проводы зимы, и встреча долгожданной весны; это разгульные хороводы, пляски и песни; это традиционные блины как символы весеннего солнышка, баранки и другие исконно русские яства; это самовары, ряженые скоморохи и яркие костры… Одним словом, Масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы: в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. На каждый день масленичной недели существовали определённые обряды и каждому дню масленичной недели дано было свое имя. В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тёщу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось тёще почестей. В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужауже были замужем, тоневестка приглашала родню замужнюю и совсем поездом развозилагостей по золовкам. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тёщу, сватов и дружек за свадебные подарки. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай». У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днём очищения от греха и скоромной пищи. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным. Презентацию подготовила Терехова Ольга Николаевна учитель начальных классовМБОУ СОШ №5 города ДубныМосковской обл.