Презентация на тему Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения


Автор: Гречмак Александра Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6г. Ханты - МансийскаУчебная мотивация как необходимое условие эффективности обучениямладших школьников на уроках литературного чтения Никогда никакими силамиВы не заставите читателяПознать мир через скуку.Читать должно быть интересно. А.Н. Толстой ЭССЕ Проблема: дети не хотят читать! Как пробудить интерес к чтению? Как сделать, чтобы интерес к чтению не угасал?Основополагающий вопрос Поиск путей развития у младших школьников интереса к книге и стремления к самостоятельному чтению.Задачи:Обучить навыкам чтения;Формировать умения эмоционально-творческого чтения;Развивать у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования.Цель: Это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Что такое мотивация? 1.Понимание нужности, важности , целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности Ребусы Загадки СкороговоркиЧистоговорки «Вспышка» - прочитай (за отведенное время) и запомни слова (предложения, текст); «Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери как можно больше новых слов: а) Директор – реки, ток, кот, диктор, рот, корт и т.д. б) Кареч – речка; палам – лампа и т.д.Читательская разминка Иллюстрации С помощью иллюстраций мы учимся описывать персонажей произведения и т. д.Иллюстрации 4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся. 5. Ситуация успеха На развитие восприятия текста - Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак так - Чтение с карточкой или карточкой с прорезямиНа повышение уровня внимания - Найти среди буквенного набора слова: к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и тНа развитие вербальной памяти детей - Игры «Кто больше запомнит», «Посмотри и запомни»На определение смысловой структуры текста - Работа с деформированным текстомУпражнения на развитие техники чтения Посещение школьной библиотеки;Знакомство с библиотеками города;Проведение уроков внеклассного чтения, праздников в библиотеке;Подготовка и проведение литературных конкурсов, викторин по прочитанным книгам.Знакомство учащихся с миром детской литературы Итоги успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению Качество успеваемости Интерес учащихся моего класса к чтению«Любишь ли ты сам читать книги?» Круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:– учет возрастных особенностей школьников;– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;– использование коллективных и групповых форм работы;– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;– использование игровых технологий;– нестандартная форма проведения уроков;– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; – создание ситуации успеха;– вера учителя в возможности ученика;– применение поощрения и порицания;– формирование адекватной самооценки у учащихся;– эмоциональная речь учителя. Литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического, творческого развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, теплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. - М.: Просвещение, 1983Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». – М.: Просвещение, 1998Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – с.61Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник. – М.: Школьная библиотека, 2004Использованная литература СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ