Презентация: Реализация требований ФГОС основного общего образования в преподавании географии


Реализация требований ФГОС основного общего образования в преподавании географииН.А.Цветкова,учитель географии.г.Саров2015 Реализация требований ФГОС основного общего образования в преподавании географииН.А.Цветкова,учитель географии.г.Саров2015 Задание №1 «Учебные задачи, направленные на формирование логических умений учащихся» Учебные задачи, направленные на определение понятий.География. 6 класс.Задачи первого(простого)уровня сложности.Формулирование номинального понятия.Опишите озеро.Сформулируйте определение, что такое озеро.Опишите пруд. Сформулируйте определение, что такое пруд.Опишите водохранилище,Сформулируйте определение.Задача второго(повышенного)уровня сложности.Формулирование генетического понятия.Сравните пруд и водохранилище.Задания третьего(высокого)уровня сложности.Подведение под понятие(отношения род-вид)Объясните, что такое озеро, пруд, водохранилище.(В каких отношениях находятся эти понятия?) Нарисуйте схему.Ответ. озеро Антропогенные объекты пруд водохранилище Задание №1 «Учебные задачи, направленные на формирование логических умений учащихся» Учебные задачи, направленные на определение понятий.География. 6 класс.Задачи первого(простого)уровня сложности.Формулирование номинального понятия.Опишите озеро.Сформулируйте определение, что такое озеро.Опишите пруд. Сформулируйте определение, что такое пруд.Опишите водохранилище,Сформулируйте определение.Задача второго(повышенного)уровня сложности.Формулирование генетического понятия.Сравните пруд и водохранилище.Задания третьего(высокого)уровня сложности.Подведение под понятие(отношения род-вид)Объясните, что такое озеро, пруд, водохранилище.(В каких отношениях находятся эти понятия?) Нарисуйте схему.Ответ. озеро Учебные задачи, направленные на формирование умений выделять существенные и варьирующие признаки понятий.Задача первого(простого)уровня сложности.География материков и океанов. 7 класс.Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор. пассаты бризы западные ветры восточные ветрыЭкономическая и социальная география России. 9 класс.Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.приборостроение автомобилестроение судостроение авиастроениеУчебные задачи, направленные на формирование умений устанавливать отношения между понятиями.Задача второго(повышенного)уровня сложности.Экономическая и социальная география России. 9 класс.Назовите более широкое и более узкое по объему понятия. Объясните свой выбор.Возможные варианты ответа. АПК сельское хозяйство животноводство АПК сельское хозяйство растениеводство сельское хозяйство Учебные задачи, направленные на формирование умений классифицировать понятия.Задачи первого(простого)уровня сложности.География. 6 класс.Найдите ошибки, допущенные в следующих высказываниях и исправьте их.1. Равнины по высоте делятся на низкие, средние, высокие и плоскогорья.2. К оболочкам Земли относятся гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера, земная кора.Попытайтесь сформулировать правило, которое помогло бы избежать допущенных ошибок.Ответ.Здесь нарушается правило исчерпывающего деления, а именно деление с лишними членами.Задачи второго(повышенного)уровня сложности.География материков и океанов. 7 класс.Объясните логическую ошибку, которую содержат высказывания.1. Поверхностные течения в Мировом океане делятся на теплые, холодные и стоковые2. Реки бывают горные, пересыхающие и равнинные.Попытайтесь сформулировать правило, которое помогло бы избежать этой ошибки.Ответ.Делить понятия на группы можно только по одному признаку. Задания третьего(высокого)уровня сложности.География России. 8 класс.Сравните два суждения. Объясните, в каком из них нет логической ошибки.1. Выделяют два основных типа поселений - городские (например, города) и деревни.2. Выделяют два основных типа поселений - городские (например, города) и сельские (например, деревни).Попытайтесь сформулировать правило, которое помогло бы избежать этой ошибки.Представьте свой ответ в виде схемы, добавив в неё недостающие элементы деления.Ответ. Деление понятий на группы должно проводиться последовательно. Виды поселений городские сельские города Поселки городского типа села деревни аулы хутора станицы Задание №2 «Учебные задачи, направленные на формирование читательской грамотности учащихся» Задачи на соотнесение содержания прочитанного с нетекстовыми источниками информации.География материков и океанов.7 класс.Задача первого (простого) уровня сложности.Проанализируйте климатограмму. Выберите верные утверждения.1. Максимальное количество осадков приходится на июль.2. Температуры воздуха не поднимаются выше-10 С.3. Годовое количество осадков не достигает 500 мм.4. Самые высокие положительные температуры состовляют+22 С.5. Максимальное среднемесячное количество осадков составляет 110 мм.6. Минимальное среднемесячное количество осадков составляет 569 мм.Задача второго (повышенного) уровня сложности.На основе полученных данных определите тип климата, который характеризует данная климатограмма.Задача третьего (высокого) уровня сложности.Приведите примеры территорий, имеющих схожий тип климатограмм.Экономическая и социальная география мира. 10 класс.Задачи первого (простого) уровня сложностиПользуясь экономической картой Латинской Америки, выберите верное суждение о хозяйстве стран Латинской Америки.1. Крупные промышленные центры и транспортные узлы сосредоточены в основном во внутренних районах страны.2. В промышленности большинства стран наиболее развиты обрабатывающие, наукоемкие отрасли.3. Трубопроводный транспорт - наиболее высокоразвитый вид транспорта в регионе.4. В структуре экспорта большинства стран преобладает минеральное сырьё и сельскохозяйственная продукция. География материков и океанов. 6 класс.Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Задачи первого (простого) уровня сложности (умение найти и извлечь информацию из текста). Выберите верное утверждение.Наивысшая в мире урожайность зерновых культур достигнута в Нидерландах благодаря:1. внесению большого количества минеральных удобрений;2. большому количеству человек, занятых в сельском хозяйстве;3. плодородным почвам.Ответьте на вопросы.Что такое естественная растительность?Где на Земле самая высокая продуктивность естественной растительности?Как можно увеличить плодородие почв? Задачи второго (повышенного) уровня сложности (интегрирование и интерпритация прочитанного)От чего зависит продуктивность естественной растительности?Почему минеральные удобрения, ядохимикаты, новейшая техника, новые сорта растений повышают урожайность зерновых культур?Задача третьего (высокого) уровня сложности(осмысление, оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения)Как вы думаете, почему некоторые производители отказываются использовать удобрения и ядохимикаты для повышения урожайности зерновых культур?География России. 8 класс.Прочитайте текст. Задача первого (простого) уровня сложности (умение найти и извлечь информацию из текста).Выберите верное суждение.После какого события был проложен Северный морской путь:1. после освоения мореплавателями северных морей;2. после появления первого ледокола;3. после создания ледокольного флота. Задача второго (повышенного) уровня сложности (интегрирование и интерпретация прочитанного).Как вы думаете, почему эксплуатация Северного морского пути зависит от состояния экономики в стране?Задача третьего(высокого)уровня сложности(осмысление, оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения).Как современное изменение климата на Земле может сказаться на использовании Северного морского пути? Задание №3 «Учебные задачи, направленные на речевое развитие учащихся» География России. 9 класс.Прочитайте текст об экологических проблемах Урала. Задание №3 «Учебные задачи, направленные на речевое развитие учащихся» География России. 9 класс.Прочитайте текст об экологических проблемах Урала. Задача первого(простого)уровня сложности.Найдите в тексте суждения, отражающие специфику экологических проблем Урала. Задача второго(повышенного)уровня сложности.Как вы считаете, какая экологическая ситуация сформировалась на этой территории: удовлетворительная, конфликтная, кризисная? Своё мнение обоснуйте.Задачи третьего(высокого)уровня сложности.Оцените, как природные ресурсы Урала влияют на хозяйственную деятельность человека?Разработайте декларацию, в которой сформулируйте принятые вами решения.Декларация - от лат. объявление, решение, провозглашение.Декларация обычно включает принципы, правила, выводы. В ней выделяют следующие разделы: констатация фактов по проблеме, вырабатывание решения, призывы к выполнению При подготовке декларации продумайте её название-оно должно быть ярким, убедительным.Обсудите в классе наработанные вами материалы. Успех умения принимать решения во многом зависит от самооценки. Поэтому обдумайте: как вы работали, что поняли, чему научились, что особенно затронуло вас при изучении темы. Задачи на речевое развитие учащихся с привлечением фотографии. Задачи первого (простого) уровня сложности.Как вы определите род занятий женщины?Что указывает на жаркий климат страны, в которой она живет?Работает женщина одна или в коллективе (большом или маленьком)?Задачи второго (повышенного) уровня сложности.Как вы думаете, достаточно ли денег она зарабатывает на жизнь?Как вы думаете, она добрый человек или нет? Почему?Задачи третьего (высокого) уровня сложности.Подберите самостоятельно любое понравившееся вам фото-пейзаж, город- из журнала, книги, интернета. Опишите его как можно подробнее. Воспользуйтесь дополнительной информацией: найдите в словарях материал о выбранном объекте. В отдельный абзац выделите собственное мнение и обоснуйте его. Сформулируйте вопросы к выбранному фото. География материков и океанов. 7 класс.Информацию мы получаем отовсюду, часто сами того не замечая. Зрительная информация, которую дают фотографии, очень часто содержат не меньше новых сведений, чем текст. Для того, чтобы ей воспользоваться, нужно научиться правильно смотреть и видеть. Перед вами - фото жительницы южных районов Вьетнама. Внимательно изучите фотографию и ответьте на вопросы. Используемая литература.1. Учебник: А.И.Алексеев «Природа и люди», изд. "Просвещение", 2009г., курс «Природа и люди» под ред. А.И.Алексеев.2. Учебник: А.И. Алексеев, "География. Страны и континенты", Москва, "Просвещение", 2010г.3. Учебник: А.И.Алексеев «География. Россия», изд. "Просвещение", 2013г., курс «География. Рос­сия» под ред. А.И.Алексеева.4. Учебник: Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», изд. "Просвещение", 2012г.5. Учебник: А.И.Алексеев «География. Современный мир», изд. "Просвещение", 2012г., курс «Гео­графия. Современный мир.» под ред. Ю.Н.Гладкого.