Презентация по теме Формирование химических понятий через проблемно-исследовательскую деятельность


Формирование химических понятий через проблемно-исследовательскую деятельность.Учитель химии МОУ СОШ №116 ГО г.Уфа Орджоникидзевского района Самехова Наталья Анатольевна С.Л. РубинштейнУчение - «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Иоганн Генрих ПесталоцциЖан-Жак РуссоЯн Амос КоменскийСократ Технологическая схема:УчительСоздаетНаправляетОрганизует Проблемное изложение.Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. Проблемный вопрос:почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет. Почему??? Поисковая (эвристическая) беседа.Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части. Например, по теме «Степень окисления» возможна эвристическая беседа такого рода:Учитель: Водород отдаёт электроны литию или наоборот?Учащиеся: Электроны отдаёт литий, т.к. у него радиус атома больше.Учитель: А во что тогда превратился водород?Мнения разделились: одни учащиеся посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, т.к. у него два электрона; другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1.Так что же это за частица?Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион». Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, также умением выдвигать гипотезы. способы создания проблемной ситуации:1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации.2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.3. Объяснение фактов на основании известной теории. 4. С помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой.5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дана конечная цель.6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. 7. Принцип историзма также создаёт условия для проблемного обучения. проблемно-исследовательская деятельность:усиливает познавательный интерес;способствует получению более глубоких знаний;развивает умение творчески мыслить;