Выступление на городском методическом объединении на тему Технология проектного обучения


Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно опре-делённым правилам.Проектность – определяющая черта совре-менного мышления.Проектное мышление, проектная деятель-ность – процесс обобщённого и опосредован-ного познания действительности, в ходе кото-рого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию куль-турных ценностей. Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859-1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871-1965). Внедрение идей Дж. Дьюи его ученик и последователь В.Х. Килпатрик предложил вести через «метод проектов» – выполнение детьми конкретных заданий. Метод проектов сам его основоположник определил как «…метод планирования целесообразной (целеустремлённой) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». В.Х. Килпатрик предложил первую классификацию проектов.Он выделял:- производственный проект: «выполнение какой-нибудь производственной задачи»;- потребительский проект: «использование чего-нибудь для наслаждения»;- проект разрешения проблем: «разрешать проблемы или какие-нибудь интеллектуа-льные затруднения». Анализируя внедрение в педагогическую практику метода проектов, В.Х. Килпатрик выделил его основной недостаток: «…он не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить у ребёнка достаточно сильные целеустремления». Главные идеи американских учёных состоят в следующем: с большим увлечением выполня-ется ребенком только та деятель-ность, которая им выбрана свобод-но самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. В российской педагогике проектный метод в обучении тесно связан с именами П.П. Блонского (1884-1941), А. С. Макаренко (1888-1939), С. Т. Шацкого (1878-1934), которого очень заинтересовал практико-ориентированный подход. Блонский Павел Петрович Шацкий Станислав Теофилович Мака́ренко Анто́н Семёнович С.Т. Шацкий утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить от него самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к исследовательской деятельности. С. Т. Шацкий подчёркивал, что к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений. В послереволюционное время метод проектов широко применялся в школах по личной инициативе Н. К. Крупской. Но достаточно широкого распространения он не получил, так как не был осмыслен педагогами и выродился в бригадный метод. Темы проектов (из опыта работы московских школ»,1931 г.):«Поможем колхозу подготовить семена для посева».«Поможем устроить детскую площадку».«Примем участие в антипасхальной компании».«Борьба за зелёную площадь».«Смотр соцсоревнования». В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Полат Евгении Семёновны. Основной тезис или девиз современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить». КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способ-ностей.Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.Деятельностный подход.Индивидуальная работа над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ Принцип сотрудничества учеников и учи-теля при решении разнообразных проб-лем.Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубо-кое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.Принцип уважения к иной точке зрения. ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ИсследовательскиеТворческиеИнформационныеСоциально значимые ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.Включение всех учащихся в режим са-мостоятельной работы.Самостоятельное приобретение недос-тающих знаний из разных источников.Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Развитие способностей к аналитическо-му, критическому и творческому мышле-нию учеников и учителя.Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построение гипотез, экспериментирования, обобще-ния. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТЫ БЫВАЮТ Краткосрочные проекты(2-6 часов)Среднесрочные проекты (12-15 часов)Долгосрочные (четверть, триместр, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д. СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика Разработка проектного задания1.1 Выбор темы Учитель отбирает, предлагает, участвует в обсуждении тем. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика 1.2 Выделение подтем в теме проекта Учитель предваритель-но вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.Учащиеся активно обсуж-дают и предлагают ва-рианты подтем.Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика 1.3 Формирование творческих групп Учитель проводит организационную рабо-ту по объединению школьников, выбрав-ших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Учащиеся, определив свои роли, группиру-ются в соответствии с ними в малые команды. СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика 1.4 Подготовка материалов к исследователь-ской работе: формулировка вопросов, на которые необхо-димо ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объём-ный, то учитель зара-нее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятель-ности и литературу. Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последу-ющим обсуждением классом. СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика 1.5 Определение форм выраже-ния итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении. Учащиеся обсуждают формы представления результата исследова-тельской деятельности:видеофильм, презен-тация, альбом и т.д. СТАДИИ ПРОЕКТА Стадии Деятельность учителя Деятельность ученика 2. Разработка проекта3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.Учащиеся сначала по группам, а потом во взаи-модействии с другими группами оформляют результаты в соответст-вии с принятыми прави-лами. Низкая мотивация учителей к использованию данной технологии.Низкая мотивация учащихся к участию в проекте.Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности.Нечёткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проек-том. Ограничения в использовании технологии Владение способов познавательной деятельности.Умение использовать различные источники информации, методы исследования и т.д.Коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников на уроках географии Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя уметь самому и научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. В проекте приняли участие учащиеся 10 а класса:Аладин АлексейПеретятько ВалерияПопова ВикторияРачкаускайте ИнараРуководитель проекта: учитель географииКононенко Валентина Васильевна Участники проекта Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России Краснознаменск В проекте принял участие учащийся 10 а класса:Аладин АлексейРуководитель проекта: учитель географииКононенко Валентина Васильевна