Предупреждение неуспеваемости учеников- главная задача учителя.


учитель математики Горловской СОШИ I-II ступеней № 16 Ткаченко Н.А.Предупреждение неуспеваемости учеников - главная задача учителя

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.
ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Причины отставания в обученииНедостатки физического и психического развития (слабое здоровье, не развитая память и мышление, отсутствие навыков учебной работы).Недостаточный уровень воспитанности (отсутствие интереса к учебе, слабая сила воли, недисциплинированность, отсутствие чувства ответственности).Недостатки в методике преподавания, организации индивидуальной и самостоятельной деятельности, равнодушие и слабая подготовка учителя.Негативное влияние атмосферы в семье (низкий материальный уровень, негативное отношение родителей к школе, отсутствие условий для занятий детей дома учебной деятельностью).


Виды неуспеваемостиОбщее и глубокое отставание по многим предметам и за длительный период.Частичное или постоянное отставание по нескольким сложным предметам.Эпизодическое отставание по одному или нескольким учебным предметам, которое можно преодолеть.


Признаки неуспеваемости ученикаНе может объяснить, в чем состоит сложность задания, наметить план его решения, указать, что новое получено в результате.Не задает вопросов по существу того, что изучается. Если сталкивается с трудностями, не делает попыток найти правильное решение. Не читает учебник, дополнительную литературу.Пассивен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, нужны напряжения мыслей, преодоление трудностей.Не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может оценить свою работу, не контролирует себя.Не может объяснить цели выполняемого им действия, определить к какому правилу оно задано, не выполняет указаний к упражнению, пропускает действия, путает их порядок, не может сопоставить полученный результат с ходом работы.Не может воссоздать определение понятия, формулы, отойти от готового текста.Не понимает текста, построенного на изучении системы понятий.



Направления оказания помощи неуспевающим ученикамПомощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).Дополнительный инструктаж в ходе учебной деятельности.Стимулирование учебной деятельности (заинтересовать, создать ситуацию успеха, побудить к активной деятельности).Постоянный контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка его домашних заданий, активизация самоконтроля в обучении).
style.rotation

Меры предупреждения неуспеваемостиВсестороннее повышение эффективности каждого урока.Формирование познавательного интереса к обучению и позитивным мотивам.Индивидуальный подход к ученику.Специальная система домашних заданий.Усиленная работа с родителями.Приобщение ученического актива к борьбе за повышение ответственности ученика за учебу.