Презентация по русскому языку Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ


Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы, педагог-психолог МБОУ Школа № 9Варенцова С.А. Готовность выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА могут быть выделены следующие составляющие: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Психолого-педагогическое сопровождение Цель: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося. Задачи психолого-педагогического сопровождения поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика; развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;оказание методической и консультативной помощи выпускникам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ; разработка психолого-педагогических рекомендаций. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на уровне ОУ Деятельность педагога-психолога направлена на: разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ОГЭ и ЕГЭ для учителей и родителей. Формы и методы работы:групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;проведение семинаров для учителей-предметников;групповые и индивидуальные консультации; тренинги;родительские собрания и др. Направления деятельности Диагностическое Коррекционно-развивающееКонсультационноеПросветительское Диагностическое направление Познавательные процессы (особенности памяти, внимания, мышления)Тревожность, стрессоустойчивостьУровень притязаний Диагностическая карта № п/п. Внимание Память Мышление Тревожн. Уровень притязан. 1 Ниже среднего уровня Ниже среднегоуровня Средний уровень Средний уровень Высокий 2. Среднийуровень Среднийуровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень 3. Среднийуровень Среднийуровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень Коррекционно-развивающее направление Формирование групп учащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ОГЭ, планирование занятий с ними. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции. Групповые и индивидуальные беседы по проблемам психологической готовности к ЕГЭ и ОГЭ. Коррекционно-развивающее направление Групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренингаПриемы запоминанияГруппировкаВыделение опорных пунктовПланКлассификацияСтруктурированиеСхематизацияСерийная организация материалаАссоциации Структурирование и группировка Распределите слова по группам. Умный, лисий, волчий, глупый, слабый, известный, сельский, вечерний, отрывной Что объединяет каждую группу ? УмныйГлупыйСлабыйизвестный СельскийВечернийЖелезныйотрывной ЛисийВолчийМаминсестрицын Подсказки: образуйте степени сравнения, задайте вопросы к словам качественные относительные притяжательные Обратите внимание притяжательные относительные Качествен-ные Разряды прилагательных Образуют степени сравнения Образуют степени сравнения Образуют степени сравненияОчень+кач.пр Указывают на материал, время, место Образуют степени сравнения Отвечают на вопрос -чей? Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными ПоследовательноеПараллельное Однородное главное придаточное придаточное главное придаточное главное придаточное придаточное придаточное , , , , , , Структурирование и группировка Подготовка к ОГЭ\гиперссылка 1.ppt Группировка 1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2.Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 3.Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин). 4. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). 5. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 6. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин). Некоторые закономерности запоминания  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает. МЕТОДЫ АКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ Метод ключевых слов.Комплексный учебный метод«Зубрежка» Развивающее направление Развиваем мышлениеПодчерни ключевые слова и словосочетания в текстеВосстанови текст по ключевым словамДопиши пропущенное предложениеСравни 2 текста по следующим критериям: проблемы, позиции авторовПридумай и допиши продолжение текста Занятия в сенсорной комнате Что такое психологическая поддержка? Психологическая поддержка – это процесс:в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;который помогает поверить в себя и в свои способности;который помогает избежать ошибок;который поддерживает при неудачах. Необходимо:забыть о прошлых неудачах;помочь обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Как оказывать психологическую поддержку?Правила для взрослых Опираться на сильные стороны.Избегать подчеркивания промахов.Уметь помочь выпускнику разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.Проводить больше времени.Знать обо всех попытках справиться с заданием.Уметь взаимодействовать.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм. Литература и интернет-ресурсы Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175 с.Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. http://festival.1september.ru/articles/590961/ myshared.ru›slide/46049/ http://5psy.ru/raznoe/podgotovka-k-ege-podborka-materialov.html http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/seminar-dlya-zavuchey-po-podgotovke-k-ege