Презентация к уроку по теме Культура речи. Грамматические нормы


Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ «Культура речи. Грамматические нормы».Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ республики БурятияБадмаева Лариса Пурбуевна Цели урока: закрепить умения различать грамматические нормы от ошибокформировать навыки использования нормированной речиразобрать задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи закрепить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ * ПОБЕЖДУ ИЛИ ПОБЕЖУ, ИЛИ, МОЖЕТ, ПОБЕДУ,А, ВОЗМОЖНО, ПОБЕДЮ.УБЕЖДУ ИЛИ УБЕЖУ,МОЖЕТ БЫТЬ, И УБЕДЮ Как вы думаете, какая из этих форм глагола правильная?   * «Культура речи – это раздел языкознания, посвященный нормам русского языка, т. е. правилам литературного употребления слов, словосочетаний, предложений» * морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор формы слова * Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на полИХ работагорячие СУПЫШЕСТИСТАМИ ученикамиИНЖЕНЕРЫ * Склонение порядковых и количественных числительных * количественные порядковые Сколько? Какой по порядку? И.п. пятьсот восемьдесят семьР.п. пятисот восьмидесяти семиД.п. пятистам восьмидесяти семиВ.п. пятьсот восемьдесят семьТ.п. пятьюстами восьмьюдесятью семьюП.п. пятистах восьмидесяти семи И.п. пятьсот восемьдесят седьмойР.п пятьсот восемьдесят седьмогоД.п. пятьсот восемьдесят седьмомуВ.п. пятьсот восемьдесят седьмойТ.п. пятьсот восемьдесят седьмымП.п. пятьсот восемьдесят седьмом  Числительное оба имеет две формы рода: * Обе – в сочетании с существительными женского рода (обе стены, обе девочки) Оба – в сочетании с остальными существительными (оба мальчика, оба окна) Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто. И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях) * Образуйте правильную форму слова: 543 деревнями, на 543 странице.На обеих(обоих) страницах, обоих (обеих) деревьев * Правильная форма слов: Пятьюстами сорока тремя деревнями, на пятьсот сорок третьей странице.На обеих страницах, обоих деревьев * Окончания существительных м. р. в им. п. мн.ч. -ы(-и) -а (-я) Бухгалтеры ВозрастыГрифели ГрунтыДиспетчеры ДоговорыДрайверы ИнженерыКонструкторы ЛекторыЛифты ПлейерыПорты ПриговорыПринтеры Прожекторы Редакторы РекторыСвитеры СекторыСклады СлесариСнайперы ТортыТренеры ФлотыФронты ШоферыШтабы Штурманы Борта ВекселяВензеля ВорохаДиректора ИнспектораКатера КителяКузова КуполаОкорока ОкругаОрдера ПаспортаПогреба ПрофессораСторожа ТенораФельдшера ФлюгераХутора ШтабеляШтемпеля Шулера * Какая форма слова правильней? директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? * Правильные формы слов директоры-директора, бухгалтеры – бухгалтера, паспорты – паспорта, договоры – договора? * Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. Названия национальностей -ов нулевое БедуиновКазаховКалмыковКиргизовМонголовСемитовТаджиковТунгусовУзбековХорватовЯкутов АрмянБашкирБолгарБурятГрузинЛезгинОсетинРумынТатарТурокТуркменЦыган * Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. Названия предметов и явлений -ов нулевое БраслетовБрелоковГабаритовКупоновНервовРельсовАбрикосовАнанасовАпельсиновБаклажановБанановГеоргиновГранатовМандариновПомидоровТоматов МестОконСтеколЯблок * Существительные мужского и среднего рода в род. пад. мн. ч. Единицы измерения -ов нулевое Байтов ГектаровГраммов ДецибеловКаратов КилограммовКилометров Ампер АршинБит ВаттВольт РадианРентген Парные предметы -ов нулевое Боков БронховДжинсов ГольфовКлипсов носков Ботинок ВаленокПлеч ПогонСапог ЧулокШорт * Какая форма слова правильней? Много туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров? Нет мест или местов? 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ? 3 пары джинс – 3 пары джинсов? * Правильная форма слов Много туркмен или туркменов? Пять помидор или помидоров? Нет мест или местов? 5 килограмм(ов) апельсин(ов) ? 3 пары джинс – 3 пары джинсов? * Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: сравнительная превосходная Простая суффиксы –е, -ее, -ей, -ше: быстрее, решительнее суффиксы –ейш, -айш: милейший, глубочайший Составная более , менее+н.ф. прил. более решительная, менее быстрый. самый, наиболее, наименее+н.ф. прил.наиболее решительнаяПрост. сравнит.степ+ всего, всех:, быстрее всех. * Отметьте примеры с ошибкой в форме слова: 1) вкусные торты2) палец с мозолем3) пятьюстами деревьями4) в две тысячи четвертом году5) более пятисот человек6) жалел о пятьсот рублях7) тонна яблок8) пара чулков9) рисунок более красивее10) обоих учеников11) старые тренера * Ошибки в форме слова: 1) вкусные торты2) палец с мозолем3) пятьюстами деревьями4) в две тысячи четвертом году5) более пятисот человек6) жалел о пятьсот рублях7) тонна яблок8) пара чулков9) рисунок более красивее10) обоих учеников11) старые тренера * Проверьте 1. Гольфов2. Хуже3. Вольт4. К две тысячи пятнадцатому году5. С повидлом Оцените себя5 правильных ответов – «5»4 правильных ответа – «4»3 правильных ответа – «3» * Синтаксические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений. * В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ ПРИНЯТА КОНСТРУКЦИЯ БЕЗ ПРЕДЛОГА: ОПЛАТИТЬ (ПРОЕЗД, ПОКУПКУ) И С ПРЕДЛОГОМ УПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД, ЗА ПОКУПКУ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ: МЫ ОПЛАТИЛИ ТУРПУТЕВКУ И ОТПРАВИЛИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию * СЛОВО ОДЕТЬ (КОГО?) ОБЫЧНО СОЧЕТАЕТСЯ С ДОПОЛНЕНИЕМ БЕЗ ПРЕДЛОГА, ВЫРАЖЕННЫМ ОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ГЛАГОЛ НАДЕТЬ (НА КОГО-ЛИБО) ОБЫЧНО ИМЕЕТ ПРИ СЕБЕ ПРЕДЛОГ НА. ДОПОЛНЕНИЕ ПРИ НЕМ ОБЫЧНО ВЫРАЖАЕТСЯ НЕОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ . СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВЕРНЫМ БУДЕТ ВАРИАНТ: ОН ВЗЯЛ ЕЕ РУКИ И НАДЕЛ НА ПАЛЕЦ КОЛЬЦО. Он взял ее руки и одел на палец кольцо. * ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТРОЕНО НЕУДАЧНО: НАРУШЕНО ПРАВИЛО УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА. ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПОДЛЕЖАЩЕМУ. ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НЕ СОБЛЮДЕНО В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО КАЛОША СЛЕТЕЛА И КАЛОША СПРЫГНУЛА. Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша. * Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Готовясь к экзаменам, выучите сначала теорию. преподаватели провели консультации. требуется много времени. у вас должны быть конспекты. * Задание. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Готовясь к экзаменам, выучите сначала теорию. преподаватели провели консультации. требуется много времени. у вас должны быть конспекты. * Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога * В этом предложении нарушены нормы управления. У двух глаголов (хотел вникнуть и познать) имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их. Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой. Он любил и увлекался чтением. * Исправленное предложение Он любил чтение и увлекался им. * ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРЕДЛОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ УПОТРЕБЛЕН С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В ДАТ. ПАДЕЖЕ.БЛАГОДАРЯ ИСКУССТВУ МИКЕЛАНДЖЕЛО СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ УМЕЮТ ВЫРАЖАТЬ В МАСШТАБНЫХ ФОРМАХ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. * ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПРИЧАСТИЕ ИЩУЩИМ ОТНОСИТСЯ НЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ ГЕРОЯМ, А К ЧИСЛИТЕЛЬНОМУ ОДНОМУ, ПОЭТОМУ ОНО ДОЛЖНО СОГЛАСОВЫВАТЬСЯ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ В ЕД .Ч. И ДАТ. ПАДЕЖЕ. ВЕРНОЙ БУДЕТ ФРАЗА: ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ, ИЩУЩЕМУ СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОТКРЫЛСЯ ПУТЬ К ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЕ Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. * Задание. Исправьте предложение с грамматической ошибкой Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты. * Исправленное предложение Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты. * Выполни самостоятельно работу и оцени ее. 6 правильных ответов – «5»5 правильных ответа – «4»3-4 правильных ответа – «3» * 1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план сочинения,я стал подбирать эпиграф.Композиция не должна быть нарушена.Мною было распределено времяТребуется знание художественного произведения. * 2.Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота. 1) Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.3) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.4) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку. * В каком предложении нет грамматических ошибок? 1) Дети одели панамы.2) Вопреки прогнозу погода была прекрасной.3) Занятия шли согласно расписания.4) Своевременно оплачивайте за проезд. * В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Похолодало, и мы надели теплые пальто.2) Я за тобой очень скучал.3) Комиссия установила о причинах аварии.4) Шли дождь и два студента. * 5.В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Нужно учить грамматику во избежанию ошибок.2) По приезду в Таганрог он мне позвонил.3) Сотрудника уволили согласно приказу.4) Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины. * В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Вопреки прогнозу пошел дождь.2) После школы я пойду до бабушки.3) Со школы я возвратился поздно.4) Я выздоровел благодаря лечения. * Выводы по уроку: закрепили умения различать грамматические нормы от ошибокформировали навыки использования нормированной речиразобрали задания ЕГЭ, связанные с грамматическими нормами и культурой речи закрепили навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ * Использованная литература: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.-М, 2007.Е. А. Влодавская. Русский язык. ЕГЭ.Поурочное планирование.-М, 2004.Г. Т. Егораева.ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций,- М, 2010. *