Презентация к докладу на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»


Создание системы воспитательного пространства как средство формирования ключевых компетенций. Педагогический совет.МКОУ «Богучарский лицей» Учитель математики, классный руководитель 10 естественнонаучного класса: Кобелева Т. В.2012 год Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом».Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Цели образования развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;  умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);  готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;  толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.  - овладение компетенциями Чем компетенции отличаются от других результатов образования? Знание – информация, присвоенная человеком Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыкиНавыки – действия, выполняемые автоматическиЭлементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней; в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;в отличие от навыка – осознана; в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач. Компетенция Компетенции: базовые компетенции; ключевые компетенции; предметные компетенции. Ключевые компетенции Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях. Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Ключевые компетенции -ценностносмысловые; -учебно-познавательные;-информационные;-коммуникативные;-социально-трудовые;-общекультурные;-компетенции личностного самосовершенствования. Ключевые слова Искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию Адаптироваться: использовать новые технологии, информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения Приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;   Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы; Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции:1. метод  сотрудничества 2. деловая игра 3. обучение через деятельность 4. метод проектов Методы Формы развития компетенций: общешкольная, индивидуальная работа и сотрудничество в группе. Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи». (Кузнецова И.В.) Формами воспитательной деятельности развивающими компетенции являются:коллективное творческое дело;внеклассные мероприятия;кружковые занятия, работа  секций;тематические классные часы;участие в творческих конкурсах. Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…   Традиции учебной и профессиональной направленности:День знаний;посвящение в лицеисты;-олимпиады по предметам;-вечер «Встреча школьных друзей»;-тематические классные часы;-последний звонок;-выпускной вечер.      Спортивно-оздоровительные традиции: спортивные соревнования:работа по профилактике вредных привычек;экологическое воспитание;- походы Достижения учащихся 10 естественнонаучного класса в воспитательной деятельности за 1 полугодие 2011-2012 учебного года № ФИО ученика Название мероприятия (полностью) Результат 1 Аверков Владислав Владимирович 1)Месячник «Внимание – дети!». 2) новогодний концерт 2 Акименко Станислав Сергеевич 1)Месячник «Внимание – дети!». 2)районной олимпиаде по краеведению, посвященной 425-летию г. Воронеж.2)областная олимпиаде по краеведению, посвященной 425-летию г. Воронеж. 2 место 3 Безуглова Татьяна Владимировна Месячник «Внимание – дети!». 4 Герич Роман Васильевич Месячник «Внимание – дети!». 5 Забугин Валерий Владимирович Месячник «Внимание – дети!». 6 Демченко Вероника Месячник «Внимание – дети!». 7 Жуковский Игорь Андреевич 1) Праздничный концерт, посвящённом Дню работников сельского хозяйства 2)Месячник «Внимание – дети!».3) Районные соревнования по волейболу среди юношей и девушек 1994-1997 года рождения4) Районные соревнования по баскетболу . 2 место 8 Ильченко Вера Владимировна Месячник «Внимание – дети!». 9 Ильченко Надежда Владимировна Месячник «Внимание – дети!». Кононыхин Вячеслав Дмитриевич Месячник «Внимание – дети!». Коростелёва Юлия Владимировна Месячник «Внимание – дети!». Овчарова Анжела Сергеевна Месячник «Внимание – дети!». Патрейко Евгения Александровна 1)Месячник «Внимание – дети!». 2) новогодний концерт3)Общероссийский конкурс « Энергия детства»(рисунок)4)Районный фестиваль-конкурс детских творческих работ «Символы России и Воронежского края»(аппликация) Романов Виктор Владимирович Месячник «Внимание – дети!». Солодовникова Кристина Владимировна Месячник «Внимание – дети!». Смбатян Сюзанна Вардановна Месячник «Внимание – дети!». Фицай Карина Николаевна Месячник «Внимание – дети!». Хаджимустафов Руслан Мухамедович 1)Месячник «Внимание – дети!». 2)участие в работе по выборам президента лицея. Чеснокова Виктория Владимировна Месячник «Внимание – дети!». Шаповалова Ирина Витальевна Месячник «Внимание – дети!». Достижения учащихся 10 естественнонаучного класса в учебной деятельности за 1 полугодие 2011-2012 учебного года № ФИО ученика Название конкурса, олимпиады (полностью) Результат 1 Аверков Владислав Владимирович 1) лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5)слушатель заочной школы юного химика 2 Акименко Станислав Сергеевич 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по истории5)областная олимпиада по истории 3 Безуглова Татьяна Владимировна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5)слушатель заочной школы юного химика 4 Герич Роман Васильевич 1) лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии 5 Забугин Валерий Владимирович 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии 6 Демченко Вероника Борисовна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии3)Всероссийский чемпионат по обществознанию 7 Жуковский Игорь Андреевич 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии Ильченко Вера Владимировна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии3)слушатель заочной школы юного химика4)Региональная олимпиада по химии среди учащихся средних школ и СПО при ВГТА (заочный этап) 8 Ильченко Надежда Владимировна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологи3)слушатель заочной школы юного химика4)Всероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры», «1812 г. в истории и культуре» 9 Кононыхин Вячеслав 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии 10 Коростелёва Юлия Владимировна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5)слушатель заочной школы юного химика6) лицейская олимпиада по химии7) районная олимпиада по химии8)Региональная олимпиада по химии среди учащихся средних школ и СПО при ВГТА (заочный этап) 11 Овчарова Анжела Сергеевна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)слушатель заочной школы юного химика5)Всероссийский чемпионат по обществознанию6)Всероссийский чемпионат по английскому языку7)Всероссийский чемпионат по математике 12 Патрейко Евгения Александровна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии3)слушатель заочной школы юного химика 13 Романов Виктор Владимирович 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии 14 Солодовникова Кристина 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии 16 Смбатян Сюзанна Вардановна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5)районная олимпиада по экологии6)слушатель заочной школы юного химика7)Региональная олимпиада по химии среди учащихся средних школ и СПО при ВГТА (заочный этап) 17 Фицай Карина Николаевна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2)Всероссийский чемпионат по биологии3)лицейская олимпиада по обществознанию4)лицейская олимпиада по немецкому языку5)районная олимпиада по немецкому языку 18 Хаджимустафов Руслан Мухамедович 1)лицейская олимпиада по ОБЖ, обществознанию, истории2)лицейская олимпиада по обществознанию3)лицейская олимпиада по истории4)Всероссийский чемпионат по биологии5)районная олимпиада по истории 19 Чеснокова Виктория Владимировна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5) лицейская олимпиада по химии6)Всероссийский чемпионат по математике 20 Шаповалова Ирина Витальевна 1)лицейская олимпиада по ОБЖ2) лицейская олимпиада по биологии3)Всероссийский чемпионат по биологии4)районная олимпиада по биологии5)слушатель заочной школы юного химика6) лицейская олимпиада по химии7) районная олимпиада по химии8)Региональная олимпиада по химии среди учащихся средних школ и СПО при ВГТА (заочный этап)   Традиции общественной деятельности:Месячник «Осторожно, дети!»;-Занятия по развитию самоуправления;-Праздник получения паспорта;Акции «Поздравь ветерана», «Помощь ветерану»;Встречи с ветеранами ВОВ;Уроки мужества;Митинги памяти; Традиции работы с родителями:- Публичный отчёт директора; Тематические родительские собрания общелицейские и в классах; Участие родителей в работе лицея.- Составление социального паспорта школы; День открытых дверей;-Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. Традиции общественно- полезного труда:Субботники по благоустройству лицея;Летняя трудовая практика;Дежурство по школе;Организация дежурства в классах;Озеленение территории школы, классов и рекреаций. Это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных  ситуациях. Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности. Проектная деятельность, участие детей  в интеллектуальных конкурсах, участие в конференциях и семинарах и т.п. 1. Учебно-познавательная компетенция 2. Общекультурная компетенция Это освоение основ отечественной и мировой культуры.Участие в творческих конкурсах, проведение мероприятий по культуре речи, культуре общения, поведения, экскурсии, посещения театров, музеев. Все формы диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; исследования и проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.; знание иностранных языков 3. Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью, способностью жить по традиционным нравственным законам. 4. Ценностно-смысловая компетенция Осуществляется через работу детской и молодежной организации, классные мероприятия самоуправленческой деятельности, традиции класса, школы, участие в работе   Управляющего Совета школы , участие в социально значимых проектах и акциях школы, района.5. Социально-трудовая компетенция Это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Деловая игра «Выборы президента», субботники, акции милосердия... направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. 6. Компетенция личностного самосовершенствования Кружковые занятии, мероприятия, в ходе  которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.) 7. Продуктивная компетенция - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность. 8. Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций : 1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие. Задачи Активизировать работу классного ученического самоуправления. Формировать ключевые компетенции у учащихся путем разнообразия форм тематических классных часов, привлекать к подготовке классных часов работников библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных областях знаний, представителей общественности.Повысить активность учащихся в посещении занятий дополнительного образования в лицее и вне его. При планировании и организации внеклассной и внеурочной деятельности применять формы и методы, позволяющие формировать ключевые компетенции у учащихся. «Учитель» - это человек передающий знания,«Учитель» - это наставник, т. е. наставляющий как жить. Это второе значение – главное. Оно и в первую очередь оно определяет гражданское предназначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. Именно это имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю Александру Петровичу Куницыну волнующие строки:«Он создал нас, он воспитал в нас пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена…» «Быть хорошим учителем можнотолько будучи хорошим воспитателем». В.А. Сухомлинский