Внеурочная деятельность 5 класс кружок Юный краевед


Внеурочная деятельностьКружок «Юный краевед»5 классРуководитель Гилёв Александр Александрович. 1 час в неделю, 34 часа в год Кружок «Юный краевед»Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.    Кружок «Юный краевед» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей         Комплекс занятий кружка предусматривает охват детей 5 класса. Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.Рабочая программа краеведческого кружка «Юный краевед» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести обучающихся в мир истории и культуры наших предков. Задачи программы:образовательные: формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества; приобретение знаний о природе родного края, об истории,  культуре, обычаях и традициях своего народа;развивающие: развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Основные принципы, положенные в основу программы:принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы:словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, презентаций, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Требования к результатам обучения Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.Регулятивные УУД:определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;добывать новые знания: находить необходимую информацию;добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод.Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;оценивать правильность поведения людей в природе.Режим занятий.Общее количество часов в год –  34 часа Количество часов в неделю – 1 час. Тематический план{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пТема занятия ТеорияПрактикаДата Введение (2 часа)1 Краеведение - наука о родном крае1 2 Экскурсия "Природа - наш общий дом" 1 Моя семья (4 часа)3 Я и моё имя0,50,54 Корни моей семьи 15 Моя родословная. Составление генеалогического древа 16Традиции моей семьи 1 Наша школа (4 часа) 7Знакомство с историей школы18Школьный архив. Судьбы выпускников.1 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}9Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы.110Традиции моей школы1Мой край на карте Родины (2 часа)11Охотский район - частица России. Флаг, герб, гимн Охотского района. Работа с географической картой Охотского района0,50,512Моя малая родина – с. Булгин, п. Аэропорт, п. Морской. Населённые пункты Охотского района на карте России, Хабаровского края и Охотского района. 0,50,5Место, где я живу (5 часов)13Экскурсия в Центр Рыбацкой Славы СДК с. Булгин на тему "История возникновения села Булгин"114Виртуальная экскурсия по селам и поселкам "История возникновения населенных пунктов". Использование презентационного материала115Памятники и памятные места Булгинского сельского поселения и п. Морской. Экскурсия116Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры Булгинского сельского поселения и п. Морской.1 17Люди, прославившие мой поселок, село.0,50,5 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мой край родной - мой Хабаровский край (8 часов)18Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.119Исторические корни нашего края. Легенды и предания0,50,520Хабаровский край - сокровищница культурно-исторических памятников121Памятники архитектуры моего края 122Памятники природы Хабаровского края123Хабаровск - столица Дальнего Востока. Достопримечательности города.124Топонимика моего края25Промышленность и сельское хозяйство края0,50,5Культура и быт родного края (5 часов)26Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Хабаровского края, Охотского района.127Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.128Устное народное творчество народов, проживающих в Хабаровском крае, Охотском районе (сказки, пословицы, поговорки)129Народные промыслы Охотского района0,50,530Экскурсия в Центр этнических культур р.п. Охотск1 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Известные люди Булгинского сельского поселения (3 часа)31Писатели и поэты родного края. 132Встреча с необычными людьми Булгинского сельского поселения.133Никто не забыт и ничто не забыто. Мой край в годы Великой Отечественной войны (встреча со старожилами, ветеранами).134Итоговое занятие1 Участие в общепоселковом митинге в честь 9 мая. Экскурсия по селу Изучаем минералы Охотского района Акция «Мусору – НЕТ!» Создаём герб школы Знакомство с экспонатами кабинета истории Социальная акция «Наркотикам – НЕТ!» Экологический субботник Члены кружка «Юный краевед» показывают сценку из жизни переселенцев