Презентация по литературному чтению «Роль школьного музея в развитии творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»


«Роль школьного музея в развитии творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»Федорова Татьяна Ивановна,учитель начальных классовмуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2» Литературное чтение- предмет, трогающий душу, мысли, чувстваВ.А. Сухомлинский: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» Развитие творческихспособностейорганизация форм взаимодействия ребёнка со взрослым; ориентация учителя на развитие творческих способностей; взаимосвязь учителя и ученика; создание субъектных отношений на понимании и доверии; гармонизация отношений в системе: учитель-ученик Первое знакомство Тема урока литературного чтенияЗдравствуй, «Букварь»Русская народная сказка«Пузырь, соломинка, лапоть»Тема музейного урока (экскурсии)Урок-праздникОбзорная экскурсияТематическая экскурсия «История одного предмета. Лапоть-лапоток» Русская народная сказка «Пузырь, соломинка, лапоть» (Тематическая экскурсия «История одного предмета. Лапоть-лапоток»)Место проведения: музей «Русский быт»)Здравствуй, «Букварь» («Урок-праздник»обзорная экскурсия)Место проведения: музей «История и развитие школы») Место проведения: музей «Русский быт»Литературное слушание. Фольклор: песенка - закличка Веснянки, загадки.Устное народное творчество. Какие бывают загадки, игры. Место проведения: музей «Русский быт»Народная мудрость (игровое занятие)Малые жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)(Игровое занятие «Ой, вы, гости-господа») Место проведения: музей «Русский быт»Инсценирование русских народных сказокРусская народная сказка. «Самое дорогое» ( Жизнь и быт русского народа) Игровые уроки в музее «Русский быт» Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей»( экскурсия «Война и дети»,место проведения музей Боевой славы) Обобщение по разделу М.М.Пришвин «Рассказы о природе»( Тематическая экскурсия по второму залу музейной экспозиции «Природа края») Формы музейных уроков по литературному чтениюинтегрированные уроки: уроки основанные на межпредметных связях, уроки-исследования, урок-комментарий, урок-репортаж, анализ источника; уроки в форме соревнований и игр, турниров, викторин конкурсов, эстафет; урок мужества, урок любви, урок-презентация, урок мудрости; уроки с использованием фантазии: урок-сюрприз, урок-сказка; урок-суд, следствие. Методыдемонстрационный (словесное развертывание образов произведения), театрализации или инсценизации, погружение в прошлое, поисковый (проблемный), практический, ролевая игра, изобразительная творческая деятельность Приемыинтерпретация сказки, «Мозаика», создание собственных текстов, сочинительство сказок,мозговой штурм, слова на ответ Прием: слово на ответЗаданиеОбъяснение крылатых выражений или нахождение значения слова из нескольких вариантов (по тексту)Запиши текст на современном языкеНаступило время обеда. Все домовчане сели за ладонь, только где-то шлындал маленький отрок. Дверь отворилась и все увидели кукомою, грязного, мокрого. Он снял катанки, протер зрелки и стал шамкать о године. Мама покачала головой и отправила вертуна умываться. После прогулки Наступило время обеда. Вся семья села за стол, только где-то гулял без дела маленький мальчик. Дверь открылась и все увидели неряху, грязного, мокрого. Он снял валенки, протер очки и стал говорить что-то невнятно о хорошей погоде. Мама покачала головой и отправила непоседу умываться. Прием создания собственных текстов«Пишем сказку»Создай собственное произведение из набора музейных предметов (лампа, печка, сундук, крынка, самовар, утюг, рубель)(можно использовать другие предметы из музеев) Положительная динамика учебных достижений учащихся по литературному чтению2012-2013 учебный годУровень обученности -68,6 %Качество знаний - 75 %2013-2014 учебный годУровень обученности - 69,6 %Качество знаний - 78, 6%2014-2015 учебный годУровень обученности -71,9%Качество знаний - 83%  Суммарные показатели продуктивности, гибкости, оригинальности, разработанности творческого мышления Результаты в личностном развитии учащихся