Презентация по русскому языку на тему Буквы Ё, О после шипящих в корне слова (ФГОС)


Разработка урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова» Тип урока: Урок открытия новых знаний. Урок открытия нового знанияДеятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока открытия нового знания:Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Этап выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения. Этап реализации построенного проекта. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.




Этапы урока открытия новых знаний«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)1. Мотивация к учебной деятельностиЦель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.Хочу, могу, надоЧто значит уметь учиться? личностные:самоопределениесмыслообразованиеморально-этическая ориентацияметапредметные:саморегуляциякоммуникацияпознавательная деятельность предметные:освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Ориентация на образовательные результаты:Задачи, решаемые на современном уроке русского языка Ориентация на методическое правило: «Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах. На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем». «БУКВЫ Ё, О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»Тема урока: ночь чащадрожь кручароскошь жизньлуч_ шилоключ_ щавельпустошь чудоЗапишите слова группами в зависимости от вида орфограмм.Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо. Проверьте себяОзаглавьте каждую группу по виду орфограмм.Что объединяет эти слова?Обозначьте опознавательный признак, условия выбора орфограмм.Сформулируйте орфографические правила.«Буква Ь после букв шип. «Буквы И, У, А после на конце имён сущ.» букв шипящих»Вспоминаем то, что знаем







б…чка ч…лкам…д ш…лкл…дка щ…ткат…плый ж…лтыйВставьте букву Ё или О. В каком случае возникла проблема выбора?Сравните результатыОпределяем проблему урокабочка чё/олкамёд шё/олклодка щё/откатёплый жё/олтый




Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чём различие?Это новый вид орфограммы? Почему?Назовите её опознавательный признак.Сформулируйте учебную проблему.бочка чё/олкамёд шё/олклодка щё/откатёплый жё/олтыйПроверьте свои предположения о проблеме урока.Какую букву – Ё или О – нужно писатьпод ударением после букв шипящих?Обсудите в парах.


жёлтый крыжовникшёпот шорохчёрный шовщёлка капюшон• Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень. • Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?Решаем проблему, открываем новые знанияПрочитайте слова вслух. Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся?Обсудите и выполните в парах.Сравните результаты.искл.



жёлтый – желтетьшёпот – шептатьчёрный – чернетьщёлка – щельОтветьте на проблемный вопрос урока. Сформулируйте правило самостоятельно.Установите закономерность в корнях однокоренных слов.Сравните свои выводы с правилом в учебнике (п. 6).крыжовник – ?шорох – ?шов – ?капюшон – ?Проверьте себя.жёлтый – желтетьшёпот – шептатьчёрный – чернетьщёлка – щельДополните графическое обозначение условий выбора орфограммы и её опознавательного признака.











Это один вид орфограммы или разные? Аргументируйте ответ.Сравни и запомни!Чем отличаются слова в каждой группе?жонглёршоссешофёр шоколад Найдите информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.крыжовникшорох шов капюшонПроверьте себя.





Шоколад, шофёр, крыжовник.Шов, шоссе, обжора, шорник.Шорох, чопорный, чащоба.Капюшон, жокей, трущоба.Запомним рифмовку Запишите в тетрадях новые для вас слова. Кто изображён на картинке?Что означает слово шорник?Шорник — человек, который занимается изготовлением шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей для ограничения поля зрения.





Выполните предложенные задания. Сравните с ответом.1. Какую букву выбрать: Ё или О?а) щ…голь б) ч…рствый в) ч…порный г) реш…ткаВыпишите только слова с Ё.2. Найдите «лишнее» слово. а) расчёска, б) жонглёр, в) шорох, г) шёпот.1. а) жёрдочка; б) чёрствый; г) решётка.2. Найдите «лишнее» слово.а) расчёска; б) жонглёр; в) шорох; г) шёпот.Рефлексия

Домашнее задание1. Составить схемы правил § 39, выучить слова­ исключения.2. Составить самодиктант (с ИКТ­поддержкой) для последующей работы в классе в группах.Запомнить рифмовкуШоколад, шофёр, крыжовник.Шов, шоссе, обжора, шорник.Шорох, чопорный, чащоба.Капюшон, жокей, трущоба. Спасибо за внимание!!!