Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме Написание букв о .е после шипящих и ц в окончании существительных( Перспективная начальная школа)


Урок русского языка по учебнику системы «Перспективная начальная школа».3 класс 3 четвертьтема: урока № 100 «Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.»Подготовила Щербакова Ольга АлексеевнаМАОУ гимназия № 6 г. Хабаровска I. Организационный момент– Проверим готовность к уроку. -Добрый день!- Добрый день! Заниматься на не лень! Будем думать, рассуждать, Новые знания открывать! II. Чистописание. 1. Представитель какого экипажа напишет на доске буквы «Ш,ш »каллиграфическиправильно?Из вариантов записи буквы найдите тот,где данная буква написана правильно. II. Чистописание. Докажите верность своего выбора по концептуальной таблице: Линии сравнения:Высота элементов буквы.Расстояние между элементами.Наклон элементов буквы.Размещение элементов относительнонижней строки.____________________________________________________________________________________________________________________________________ III. Подготовка к восприятиюнового материала. Сообщение темы урока. Откройте раздел «Содержание». Какую тему изучали на прошлом уроке? Сегодня мы познакомимся с новой темой. Откройте учебник 3 части на с.57- 58. 4. Определение целей урокапо теме:«Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.» – Определите цели и задачи урока, используя опорные слова: Мы вспомним…• Мы будем уметь…• Мы сможем поразмышлять… 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Дорога с твёрдым покрытием. 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Дорога с твёрдым покрытием. (шоссе) 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Водитель автомобиля. 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Водитель автомобиля. ( шофёр) 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Тот, кто едет в общественном транспорте. 5.Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Тот, кто едет в общественном транспорте. ( пассажир) 5. Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Искусственный водоём, сооружённый для плавания, купания. 5.Повторение изученного материала.Словарная работа. Определите по толкованию , какое словарное слово я загадала. Искусственный водоём, сооружённый для плавания, купания. ( бассейн) 5.Повторение изученного материала.Словарная работа. Какое словарное слово лишнее?Обсуждение в экипажах. 5.Повторение изученного материала.Словарная работа. Какое словарное слово лишнее?Проверка:Шофёр - так как в других словах, есть удвоенная согласная [с ]. 5.Повторение изученного материала.Словарная работа. Из какого языка к нам пришли слова:ШОССЕПАССАЖИРБАССЕЙН 5.Повторение изученного материала.Словарная работа.Проверка:Слова: ШОССЕ, ПАССАЖИР, БАССЕЙН пришли из французского языка. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 57 упр. 59. Откройте обратный словарь на –Е: ( 2 часть учебника с. 167): 1) Какое окончание у всех слов с основой на -Ц ? 2) Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? 3) А какое окончание у слов с основой на -Щ ? 4) Что вы можете сказать об этом окон- чании? 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 57 упр. 59. Откройте обратный словарь на букву –О: ( 2 часть учебника с. 173): 4) Найдите в конце списка слова с основой на –Ц и на –Ч. 5) Какое окончание у этих слов? Является оно ударным?6) Обсудите в экипажах и закончите формулировки правила на с. 57-58 третьей части учебника.Обсуждение в экипажах. 6.Изучение нового материала. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}сердцеблюдцеполотенцесолнцелицояйцокольцоплечоВ существительных с основой на шипящий илиЦ пишем в начальной форме окончание -Е,если это ( ударное? безударное?) окончание.В существительных с основой на шипящий илиЦ пишем в начальной форме окончание -О,если это ( ударное? безударное?) окончание. 6.Изучение нового материала. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}безударное окончаниеударное окончаниесердцеблюдцеполотенцесолнцелицояйцокольцоплечоВ существительных с основой на шипящий илиЦ пишем в начальной форме окончание -Е,если это безударное окончание.В существительных с основой на шипящий илиЦ пишем в начальной форме окончание -О,если это ударное окончание. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Откройте обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): 1) Запишем в форме Т.п. ед. числа все слова, в которых буква - е в корне или в суффиксене выделена синим цветом.Запись с комментарием. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175):Проверка:кем? гребцомкем? продавцомкем? певцомкем? ловцомкем? пловцом Выделите в этих словах окончания и поставьте ударение. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175):2) А теперь запишите пять любых слов из списка с другим окончанием в Т. п.. 3) Выделите в этих словах окончание, поставьте ударения.Самостоятельная работа.4) Что вы заметили? 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}гребцомпродавцомпевцомловцомпловцомхлебцемкрасавцемленивцемторговцемочевидцемЧем похожи слова в этих двух столбиках?Обсуждение в экипажах. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}гребцомпродавцомпевцомловцомпловцомхлебцемкрасавцемленивцемторговцемочевидцемВывод: существительные в двух столбиках стоят в Т.п. ед. числа. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}гребцомпродавцомпевцомловцомпловцомхлебцемкрасавцемленивцемторговцемочевидцем Чем отличаются слова в этих двух столбиках?Обсуждение в экипажах. 6.Изучение нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 60. Обратный словарь на букву –Ц: ( 2 часть учебника с. 175): {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Под ударениемБез ударениягребцомпродавцомпевцомловцомпловцомхлебцемкрасавцемленивцемторговцемочевидцемВывод: под ударением в окончании этих слов после Ц стоит гласная О, без ударения – Е. 6. Закрепление нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 61.Работа парами. Игра «Разведка». Найдите в этом упражнении два слова, которые в творительном падеже будут иметь окончание -ОЙ. Докажите правильность вашего вывода. 6. Закрепление нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 61.Работа парами. Игра «Разведка».Проверка:пыльцойовцойВывод: под ударением после Ц в окончании существительных пишем О. 6. Закрепление нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 61. Почему в других словах этого упражнения вместо гласной О в окончании появляется гласная Е? 7. Физминутка«Предыдущее движение» 8. Закрепление нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 62. Обратный словарь на букву –Ч: ( 2 часть учебника с. 175- 176 )Работа парами. Игра «Разведка». Найдите три слова, у которых в Т.п. будет окончание - ЕМ.Докажите правильность вашего вывода. 8. Закрепление нового материала.Работа по учебнику 3 части: с. 58 упр. 62. Обратный словарь на букву –Ч: ( 2 часть учебника с. 175- 176 )Проверка:плачемцаревичемобручемВывод : без ударения после Ч в окончании существительных пишем гласную Е. 8. Обобщение по изученному новому материалу. Какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока?Обсуждение в экипажах. 8. Обобщение по изученному новому материалу.ВЫВОД: После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишемгласную О, без ударения Е. 8. Закрепление нового материала.Самостоятельная работа. Работа по тетради на печатной основе на с. 35 упр. 36. В существительных с пропущенными буквами в окончании подчеркните последнюю букву основы. Поставьте ударение. Впишите пропущенные буквы и выделите окончания. В скобках укажитечисло, склонение и падеж. 9. Игра «Скачки»:( индивидуальная работа)http://LearningApps.org/display?v=pjk1vi6bj16Определите падеж имени существительного по вопросам. 10. Домашнее задание:тет. с. 34 упр.34 11. Подведение итогов урока. Рефлексия.– Над какой темой мы сегодня работали?– Что мы сегодня исследовали? – Для чего нам нужно это знать? Оцените итоги своей работы на уроке,используя данные критерии оценивания:Чуть-чуть неясно…Ещё придётся потрудится…Урок полезен и понятен…Да, трудно всё-таки учиться… Молодцы!Вы меня очень порадовали на этом уроке- были такие самостоятельные и внимательные!Спасибо вам за то, что вы становитесь пытливыми и любознательными!