Презентация к уроку литературы Я памятник себе воздвиг нерукотворный.


Я памятник себе воздвиг                       нерукотворный,К нему не зарастет             народная тропа... РодословнаяПредки Абрам Петрович –крестник и воспитанник Петра I, его сын Осип Абрамович – отец матери поэта. А. С. Пушкин с гордостью писал:"Имя предков моих встречается поминутно в русской истории."Семейнные предания нашли отражение в романе "Арап Петра Великого", поэме "Езерский",в "Моей родословной".Пращур Пушкин с Петром "не поладил и был за то повешен им": он оказался участником стрелецкого заговора.   Мой дед, когда мятеж поднялсяСредь петергофского двораКак Миних, верен оставался,Паденью третьего Петра.Попали в честь тогда Орловы,А дед мой в крепость, в карантин.И присмирел наш род суровый,И я родился... мещанин.  Мать Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганибала. Она была красива, любила выезжать, пользовадась успехом. Характер имела самый не ровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность. Отец    Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, "светский человек", острослов, страсный любитель поэзии, "нрава пылкого и до крайности раздражительного". Воспитанный в духе поверхностного вольтерь-янства,С.Л. Пушкин был образованным, но беспечным и легкомысленным человеком, не любил хозяйственных и бытовых забот. Сергей Львович знал наизусть многие поэтические произведения, писал стихи, обладал хорошим вкусом, и художественным чутьем. Его разносторонние интересы: литература, театр, музыка – несомненно способствовали развитию дарования детей. Няня Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчавшая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, "была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком...". Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказызывали ему сказки, познакомили его с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами - с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Бабушка выучила его читать и писать по-русски.   Ах! умолчу ль о мамушке моей,О прелести таинственных ночей,Когда в чепце, в старинном одеянье,С усердием перекрестит меняИ шепотом рассказывать мне станетО мертвецах, о подвигах Бовы...От ужаса не шелохнусь, бывало,Едва дыша, прижмусь под одеяло,Не чувствуя ни ног, ни головы.  Детство      А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая(6 июня) 1799 года. "Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались"(Из рассказа бабушки)Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив, "отличался пылким нравом,необыкновенной памятью, и в особенности наблюдательным не по годам умом. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили его на балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Москва       В Москве Пушкины проживали в Большом Харитоньевском переулке рядом с домом Юсуповых, к которому примыкал богатый сад. Там будущего поэта посетили первые "слезы вдохновения": И часто я украткой убегал,В великолепный мрак чужого сада,Под свод искусственный парфирных скал.Там нежила меня теней прохлада;Я предавал мечтам свой юный ум,И праздно мыслить было мне отрада. Края Москвы, края родные,Где на заре цветущих летЧасы беспечности я тратил золотые,Не зная горести и бед...В доме у Пушкиных бывали видные писатели:Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев,В.А. Жуковский. Александр вслушивался в их разговоры не спуская глаз.Замечательная библиотека отца была в полной власти маленького Саши. Лицей Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга - Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет. Его отрочество и юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зеленым городком.Жанры и темы ранней пушкинской лирики разнообразны: здесь политические мотивы и литературная полемика, оды и эпиграммы, дружеские послания и веселые, озорные поэмы. Особое место среди лицейских стихов 1815-1816 годов занимает цикл любовных элегий, обращенных к Екатерине Бакуниной - сестре лицеиста А. П. Бакунина:В те дни... в те дни, когда впервыеЗаметил я черты живыеПрелестной девы и любовьМладую взволновала кровь.  31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей. Промчались годы заточенья; Разлука ждет нас у порога,Недолго, мирные друзья, Зовет нас дальний света шум, Нам видеть кров уединенья И каждый смотрит на дорогуИ царскосельские поля. С волненьем гордых, юных дум.  "Товарищам", 1817  Друзья Поэта      Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") - справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля"; Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.Талант юноши был признан большинством воспитанников и наставников Лицея. "При самом начале - он наш поэт", - вспоминал Пущин.   ...но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен;Пред грозным временем, пред грозными судьбами,О милый, вечен он! Друзья Поэта Пущин Иван Иванович Друг А.С. Пушкина по Лицею. После участия в декабрьском восстании приговорен в каторжную работу вечно, заключен в Шлиссельбургскую крепость, срок сокращен до 20 лет. Отправлен из Шлиссельбурга в Сибирь. «Лицом чист, смугловат, волосы на голове, бровях и бороде темнорусые, глаза карие, нос средственный, островат, на обеих руках от прививной оспы пятна, ноги ниже колен в жилах от английской болезни, от удара лошадиного на обеих ногах по пятну». После амнистии вернулся в Европейскую Россию. Жил в имении Марьино Бронницкого уезда Московской губернии. Похоронен в Бронницах угородского собора. Автор мемуаров о А.С. Пушкине. И.И.Пущину Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,  Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! Вольнолюбивая лирика 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге Казнь предводителей восстанияАресты участников восстания 27 декабристов сослано в Сибирь на 20 летА.Г. Муравьева А.В.Розен Е.И.Трубецкая М.Н.Волконская Е.П.Нарышкина11 жен декабристов отправились вслед за осужденными мужьями, лишась дворянства и материального благополучия В послании «К Чаадаеву» образ зла воплотился в образе политического рабства, огромной тюрьмы, на обломках которой должны написать имена борцов за свободу. ЧААДАЕВ, ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794-1856), русский философ, публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812г. Постоянное общение с Пушкиным, переписка и встречи продолжались всю жизнь. В 1821 г. неожиданно для всех отказался от блестящей военной и придворной карьеры, вышел в отставку и вступил в тайное общество декабристов. Путешествовал по Европе. После публикации «Философических писем», в которых осмыслялась судьба России («Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя«), был официально объявлен сумасшедшим. Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все черты зла и придать им обобщенный характер Узник Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» Стихотворения о любви Екатерина Бакунина Старшая сестра товарища Пушкина по лицею – первая юношеская любовь А.С. Пушкина; к ней обращены многие стихи и элегии поэта в 1815–17 годы. «Мое завещание»«Друзьям»«Итак, я счастлив был»«Слеза»«К живописцу»«Разлука» Раевская Мария Николаевна Дочь героя войны 1812 г.В замужестве Волконская, последовала за мужем в Сибирь.«Не пой, красавица, при мне»«На холмах Грузии» Воронцова Елизавета Ксаверьевна жена генерал–губернатора Новоросийского края и наместника Бессарабии«Храни меня, мой талисман»«Сожженное письмо»«Все в жертву памяти твоей» Анна Петровна Керн К ***Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы, бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без Божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь, И Божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. Наталья Николаевна Гончарова МадоннаНе множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Тема поэта и поэзии«Восстань, пророк!» «Я памятник себе воздвигнерукотворный…»«Эхо»«Поэт»«Поэт и толпа» и др. Стихотворение «Пророк»Духовной жаждою томим И внял я неба содроганье, И он мне грудь рассек мечом, В пустыне мрачной я влачился, - И горний ангелов полет, И сердце трепетное вынул, И шестикрылый серафим И гад морских подводный ход, И угль, пылающий огнем, На перепутье мне явился. И дольней лозы прозябанье. Во грудь отверстую водвинул. Перстами легкими как сон И он к устам моим приник, Как труп в пустыне я лежал, Моих зениц коснулся он. И вырвал грешный мой язык, И бога глас ко мне воззвал: Отверзлись вещие зеницы, И празднословный и лукавый, Восстань,пророк,и виждь, и внемли, Как у испуганной орлицы. И жало мудрыя змеи Исполнись волею моей, Моих ушей коснулся он, -- В уста замершие мои И, обходя моря и земли, И их наполнил шум и звон: Вложил десницею кровавой. Глаголом жги сердца людей". Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения? Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается? Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения? В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить? Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»? Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт? Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей? Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста? Стихотворение «Поэту»Поэт! не дорожи любовию народной.Восторженных похвал пройдет минутный шум;Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых дум,Не требуя наград за подвиг благородный.Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;Всех строже оценить умеешь ты свой труд.Ты им доволен ли, взыскательный художник?Доволен? Так пускай толпа его бранитИ плюет на алтарь, где твой огонь горит,И в детской резвости колеблет твой треножник. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы? Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы? Что подчеркивает вопросительная интонация в первой части сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении? Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы? Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?                      * * *                                        Exegi monumentum     Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,  Вознесся выше он главою непокорной                Александрийского столпа.    Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит -- И славен буду я, доколь в подлунном мире            Жив будет хоть один пиит.    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой                Тунгус, и друг степей калмык.    И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу               И милость к падшим призывал.    Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно               И не оспоривай глупца. Болдинская осень 1830 года В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов («Бесы», элегия «Безумных лет угасшее веселье…») , последние главы романа в стихах "Евгений Онегин". Также он пишет 5 повестей («Повести Белкина») , поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен («Маленькие трагедии»), много критических и публицистических статей, которые имели уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества. Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении. Пребывание в Болдино имело результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот. Виды Болдина Повести Белкина «Станционный смотритель» «Гробовщик»«Метель» «Выстрел» «Барышня-крестьянка» «Маленькие трагедии» В Петербурге 1831-1833 гг. Служит в Коллегии иностранных дел. Историческая тема занимает особое место в творчестве. Работает в государственном архиве, путешествует по местам, где вспыхнуло восстание Емельяна Пугачева, собирает материалы о Петре Великом. «История Пугачева»роман «Дубровский»повесть «Пиковая дама»повесть «Капитанская дочка» Поэма «Медный всадник» …И он по площади пустойБежит и слышит за собой –Как будто грома грохотанье-Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой.И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несетсся Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне;И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал,За ним повсюду Всадник МедныйС тяжелым топотом скакал. Мечты главного героя Евгения о семейном счастье и личной независимости не сбываются. Наводнение в Петербурге, противопоставленное разумной воле Петра I, несет гибель героям. Последние годы жизни (1834-1837) Унизительное звание камер-юнкера. Вынужден служить, чтобы содержать семью. Обязан посещать придворные балы. Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы. Решенья глупости лукавой, И шепот зависти, и легкой суеты Укор веселый и кровавый. Слухи о заискивании перед Николаем I, в котором «много от прапорщика, мало от Петра Великого». Невозможность выйти в отставку из-за последующего запрета работать в архивах. Написаны стихотворения («Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), драма «Борис Годунов», критические статьи для созданного им литературного журнала «Современник» (привлечены авторы Н.В.Гоголь, Н.Кольцов, Ф.Тютчев и другие) Гибель Пушкина 27 января 1837 г. Черная речка под ПетербургомПротивник – француз Дантес, приемный сынголландского посланника барона Геккерена.Секундант – друг Пушкина по Лицею Данзас.Смертельная рана в живот.29 января 1837 года Пушкин умер. «Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях приходили поклониться праху любимого народного поэта»Похоронен в Святогорском монастыре (Псковская область, радомс Михайловским)