Пособие для учителя Умение правильно читать – залог успеха ребенка в школе


Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Потеря интереса учащихся к чтению, неумение думать над прочитанным, недостаточная развитость речевых функций – самая актуальная проблема на сегодня. Русский методист Д.И.Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Хотим поделиться с коллегами тем, как работать над этой проблемой. Для нас уроки чтения – это возможность помочь каждому ребенку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. В своей работе руководствуемся педагогической идеей, опытом работы обучать детей, формируя такие качества, как беглость, правильность, сознательность и выразительность чтения. Само же умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребенка. Таким образом, мы учим детей чтению, общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить. Учителя и родители должны понять, что умение правильно читать – залог успеха ребенка в школе. Выразительное, правильное и осознанное чтение – самый важный шаг к получению хорошего образования.   Цель этого сборника – помочь учителю в повышении качества работы по поиску путей развития интереса к книге и стремления к чтению учащихся начальных классов, привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием. Сборник материалов определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит:• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. При эффективной, плановой и систематичной работе со сборником можно достичь следующих результатов учащихся: проявляет интерес к чтению, использует чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;воспринимает умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;понимает и оценивает духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объясняет понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;работает с произведениями, книгами, проектами, разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;пользуется чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;пользуется умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);пользуется разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;понимает и объясняет поступки героев, высказывает свое мнение ;передаёт содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;различает тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности. В данном пособии собраны и предложены: памятки разминки упражнения таблицы развивающие игрытексты для чтения работа с текстом диагностические тесты дневник читателя Из опыта работы Книга делает человека крылатым ПАМЯТКИ-РУКОВОДСТВА ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Если хочешь научиться хорошо читать, старайся читать не менее 40 – 45 минут в день. Не читай лёжа. Во время чтения выключи телевизор, компьютер, убери все предметы, отвлекающие твоё внимание. Читай вслух и не торопись. Во время чтения обращай внимание на описываемые в произведении события, поступки героев, анализируй содержание произведения, делай выводы. Учись у героев произведений хорошим манерам и хорошим поступкам. Если тебе встретились в произведении яркие запоминающиеся фразы, выпиши их в отдельную тетрадь. Веди читательский дневник. Записывай в него отзывы о прочитанных книгах. Делись с друзьями информацией об интересных книгах. КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ Внимательно прочитай название произведения. Запомни автора произведения. Внимательно прочитай весь текст. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен. Найди объяснение непонятных тебе слов в толковом словаре (справочнике, энциклопедии) или спроси у взрослых. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста. Составь план произведения. Перескажи текст по плану. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц произведения и дай им характеристику. Выскажи личное мнение о произведении, поделись им со своими родными. КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО Прочитай текст. Внимательно перечитай его. Обозначь для себя важные мысли текста, авторскую позицию. Определи своё отношение к событиям, героям, описаниям картин природы и мысленно представь их себе. Реши, что ты хочешь сообщить при чтении слушателям, что они должны понять. Обрати внимание на знаки препинания. Подумай и выбери нужную интонацию, темп чтения, громкость; отметь логические ударения, паузы. Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному – в зависимости от смысла высказывания. Найди слова и словосочетания, значения которых ты не знаешь. Уточни это в толковом словаре. Проговори вслух трудные слова. Прочитай текст вслух для себя. Не забудь, что ты будешь произносить его перед слушателями. Выразительно прочитай текст. ВОПРОСЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА С каким настроением ты читал текст? Что ты представлял во время чтения? Возможна ли иллюстрация к данному произведению? Расскажи, какой ты её представляешь? Почему произведения так называется? Понравилось ли тебе это название? О чём рассказывается в тексте? Определи его тему и основную мысль. С каким настроением ты закончил чтение текста? Менялось ли оно от начала к концу чтения? Объясни почему? КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ ПОСЛЕ ЕГО ПРОЧТЕНИЯ Подумай, о чём текст и что самое главное ты узнал из него. Определи, о ком или о чём сообщает заголовок текста. Найди в тексте ключевые слова. Они передают самое главное в тексте. Что ты узнал из начала текста (из второго, третьего и др. абзацев). Что ты узнал из концовки текста. Опираясь на ключевые слова, перескажи текст. КАК ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ Прочитай вопросы к тексту, после чего читай текст целенаправленно. Перечитай текст, отмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы. Ещё раз прочитай текст и найди ответы на все вопросы. Закрой книгу и ответь на вопросы по тексту своими словами. КАК ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ Внимательно прочитай текст вслух, выделяя в нём основное содержание, и запомни его последовательность. Выдели основные смысловые части текста. Отметь в каждой части главную мысль. Составь план (каждое предложение – заголовок плана должно отражать основное содержание части). Запиши его. Перечитай весь текст, держа план перед собой. Перескажи текст (с закрытой книгой) по плану своими словами КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА Прочитай текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чём говорится в начале текста, какие события описаны в нём дальше, чем заканчивается текст. Раздели текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием). Определи главное в каждой части. Подбери заголовки к каждой части. Проверь себя по книге: определи, отражает ли каждый заголовок плана главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное. Запиши план. КАК ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ Почитай стихотворение. Подумай, что поэт хотел им выразить. Найди рифмующиеся строчки. Обрати внимания, не нарушен ли где порядок их чередования. Выдели ключевые слова. Прочитай стихотворение выразительно. Закрой книгу и попробуй рассказать стихотворение наизусть. Если не запомнил стихотворение с первого раза, несколько раз прочитай его по строфам: прочитал первую строфу – повторил, прочитал вторую строфу – повторил и присоединил к первой и.т.д. КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СТИХОТВОЕРНИЕ Назови стихотворение и его автора. Расскажи, что ты знаешь об этом поэте. Прочитай стихотворение и определи его тему. Попробуй нарисовать словесную картину, описанную в стихотворении. Найди незнакомые слова и выясни их значение. Перечисли средства художественной выразительности, которые использует поэт. Подумай, какие чувства выразил поэт. Скажи, что тебе понравилось в стихотворении. Подготовься к выразительному чтению… РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку. Дарите ребенку книгу с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Как привить интерес к чтению?Пусть дети видят, как вы сами читаете с удоволь­ствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.Показывайте, что вы цените чтение: покупайте кни­ги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, ко­торые они читают.Поощряйте чтение любых материалов периоди­ческой печати: даже гороскопов, комиксов, обзо­ров телесериалов - пусть дети больше читают.На видном месте дома повесьте список, где бу­дет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).В доме должна быть детская библиотечка.Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.Собирайте книги на темы, которые вдохновят де­тей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).Детям лучше читать короткие рассказы, а не боль­шие произведения: тогда у них появляется ощуще­ние законченности и удовлетворения.Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ Книга твой лучший друг Береги книгу. Она – твой друг. Много в ней интересного. Люби её! Кто много читает, тот много знает Книга – наш помощник в труде Милее книги в мире друга нет Книга делает человека крылатым Книги – корабли мысли Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него. Книга – ключ к знаниям «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М.В.Ломоносов «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» К.Д.Ушинский «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» К.Г.Паустовский «Книги объясняют людям, как надо сделать жизнь получше, как сделать людей честнее, добрее друг к другу, как научить людей любить труд, уважать труд других людей» Л.А.Кассиль Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге (Ричард Бах) Упражнения Пересказ друг другу Вопрошание друг другу Взаимопроверка домашнего задания Выполнение творческих работ Тренаж Работа с текстами, которые были разделены на частиОрганизация учебного взаимодействия ученик – ученик приемы: Организация учебного взаимодействия Учитель – ученик: Выражение отношения к работе ученика (письменная форма) Индивидуальные задания (выразительное чтение, сообщение) Вопрошание Работа с читательским дневником Организация учебного взаимодействия Учитель - группа Подбор пословиц к тексту Подбор рисунков к тексту Тестирование Планирование действий Защита рисунков, работ учащихся Составление картинного плана Отгадывание кроссвордов Прием: дополнения незаконченного текста Траектория движения взглядаОсвоение чтенияЩЕНОК Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.II. Обычное чтениеЩЕНОК Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.III. СкорочтениеЩЕНОК Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада. КЛЯКСЫ В ТЕКСТЕ(Упражнение на понимание содержания текста)Гроза Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам стало больно, и я закрыл глаза. Над моей головой что – то затрещало и загремело, потом что – то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, играло солнышко. Большой дуб сломался, и из него шёл дым. Вокруг меня лежали осколки от дуба. Платье на мне было мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашёл свою шапку, взял грибы и побежал домой (По Л.Толстому). Зачем послали мальчика в лес? Что случилось в лесу? Как было в лесу после дождя? Представьте, что во время грозы вы оказались в лесу. Что вы сделали бы? Почему? Как Маша нашла свой дом Однажды Маша пошла за ягодами. Ягод было много. Корзина быстро наполнилась. Маша хотела идти домой, но вдруг заметила белку. Маша начала следить за белкой. Белка перепрыгивала с дерева на дерево, а Маша всё шла за ней. Но вот белка пропала. Маша остановилась и не знала, куда теперь идти. Кругом лес, Маша пошла наугад. Ей стали встречаться густые кусты, овраги, а лес стал ещё темнее. Маше стало страшно. Она остановилась, села на пень. Темный лес шумел. Маша стала плакать. Но вдруг она вспомнила про компас. Он лежал у неё в кармане. Девочка вскрикнула от радости и взяла компас. Стрелка указывала тёмным концом на север. Другой конец показывал на юг. А Маша знала, что дом находится на юге. И она пошла на юг. Скоро Маша вышла в поле, за полем виднелись крыша их дома (По С.Мечу). Что делала Маша в лесу?Почему Маша стала плакать? Как Маша нашла свой дом? Чтение текста, написанного разными шрифтамиПОНЯТЬ СМЫСЛ ТЕКСТАКак родилась зима Жил-был зелёный лес. Всё в лесу пело. Берёзы пели, дубы пели, ивы пели. Пела речка. Пел ручей. Но звонче всех пели птицы. Так жил поющий лес. И всех радовали его песни: и оленя, и лисицу, и белку и даже зайца и медведя. И всем было весело в этом лесу. Но однажды налетел злой холодный ветер. Испугался зелёный лес, пожелтел. Жёлтый лес. Осенний лес. А потом и шуметь престал. Листья опали, и всё умолкло. И речка умолкла, и ручей умолк. Птицы стали собираться и улетели в тёплые края. И всем стало грустно в лесу: и оленю, и лисице, и даже зайцу. И вот пришёл в лес Старичок - Снеговичок, взмахнул рукавами и вытряхнул из своих рукавов тысячи снежинок. Они падали, падали, пушистым одеялом легли на деревья, речки, поляны. Речка покрылась льдом. Тихо родилась белоснежная Зима. ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ ПО УКАЗАННОЙ ТРАЕКТОРИИ НА ВРЕМЯ{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}На рыбалке Однажды ребята собрались ехать на рыбалку. Мальчики сходили в лес, принесли новые длинные удилища. Вечером всё было готово к отъезду. Рано утром, когда ещё только всходило солнце, все ребята собрались у реки. Они сели в лодки и поехали на рыбалку. Остановились километрах в четырёх от села. Утром рыба хорошо клевала. У Лены сначала рыба не ловилась. Только бросила она удочку, как хитрая рыбка съела червячка и уплыла. Вытащила Лена удочку, а там пусто: опоздала. Видит Витя, что Лена чуть не плачет от огорчения. Подошёл он к Лене. - Да ты так и за весь день ничего не поймаешь. Когда рыба клюнет, надо сразу же быстро тянуть удочку. Тогда рыба глубже крючок захватит и не уйдёт. Давай научу. Пока Витя объяснял Лене, как надо удить рыбу, с его удочки сорвался окунь. Но Витя не огорчился. «Ничего, зато у Лены клюнет обязательно», - подумал он. К полудню в ведёрке у Лены блестели пойманные окуньки. Много рыбы наловили ребята. Потом зажгли костёр, сварили вкусную уху. Интересно, весело провели ребята день (По С.Баруздину). {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}На рыбалке Однажды ребята собрались ехать на рыбалку. Мальчики сходили в лес, принесли новые длинные удилища. Вечером всё было готово к отъезду. Рано утром, когда ещё только всходило солнце, все ребята собрались у реки. Они сели в лодки и поехали на рыбалку. Остановились километрах в четырёх от села. Утром рыба хорошо клевала. У Лены сначала рыба не ловилась. Только бросила она удочку, как хитрая рыбка съела червячка и уплыла. Вытащила Лена удочку, а там пусто: опоздала. Видит Витя, что Лена чуть не плачет от огорчения. Подошёл он к Лене. - Да ты так и за весь день ничего не поймаешь. Когда рыба клюнет, надо сразу же быстро тянуть удочку. Тогда рыба глубже крючок захватит и не уйдёт. Давай научу. Пока Витя объяснял Лене, как надо удить рыбу, с его удочки сорвался окунь. Но Витя не огорчился. «Ничего, зато у Лены клюнет обязательно», - подумал он. К полудню в ведёрке у Лены блестели пойманные окуньки. Много рыбы наловили ребята. Потом зажгли костёр, сварили вкусную уху. Интересно, весело провели ребята день (По С.Баруздину). {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}На рыбалке Однажды ребята собрались ехать на рыбалку. Мальчики сходили в лес, принесли новые длинные удилища. Вечером всё было готово к отъезду. Рано утром, когда ещё только всходило солнце, все ребята собрались у реки. Они сели в лодки и поехали на рыбалку. Остановились километрах в четырёх от села. Утром рыба хорошо клевала. У Лены сначала рыба не ловилась. Только бросила она удочку, как хитрая рыбка съела червячка и уплыла. Вытащила Лена удочку, а там пусто: опоздала. Видит Витя, что Лена чуть не плачет от огорчения. Подошёл он к Лене. - Да ты так и за весь день ничего не поймаешь. Когда рыба клюнет, надо сразу же быстро тянуть удочку. Тогда рыба глубже крючок захватит и не уйдёт. Давай научу. Пока Витя объяснял Лене, как надо удить рыбу, с его удочки сорвался окунь. Но Витя не огорчился. «Ничего, зато у Лены клюнет обязательно», - подумал он. К полудню в ведёрке у Лены блестели пойманные окуньки. Много рыбы наловили ребята. Потом зажгли костёр, сварили вкусную уху. Интересно, весело провели ребята день (По С.Баруздину). УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОВСПЫШКА»ИзбушкаЛедяная избушка В лесу стоит избушка на курьих ножках. ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
Упражнение «Моя твоя не понимай». Построй предложение из слов (на время) Дальше Вася один отправился. На утро юноша следующее встретился чуть ему самого постарше его. ОТДЫХ ДЛЯ ГЛАЗКартиныХироси Куно«Пастбище в полдень».Митиру Такаоке«Есть и быть съеденным».Митиру Такаоке«Радость жужжащего путешественника».Идзи Такаони«Колыбель цивилизации». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ«Стрельба глазами» Глазам необходим отдых. Освойте упражнения, которые помогут быстро снять глазное напряжение. {2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C} ПАЛЬМИНГ"СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ""ПИСЬМО НОСОМ" Модульное чтение В свете современных требований к урокам литературного чтения от учителя требуется приобщение младших школьников к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания. В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей. Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения). Алгоритм уроков чтенияМодуль 1Подготовка к проверке домашнего задания1. Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).2. Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).3. Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.4. Оцени себя, выслушай оценку товарища.Модуль 2Разминка1. Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию). Модуль 3 Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»1.     Плотно сожми губы.2.     Читай только глазами.3.     Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.4.     Ответь на вопросы к тексту.5.     Обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.6.     Прими участие в общем обсуждении. Модуль 4Методы чтения:1.     Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения2.     Чтение за диктором (вполголоса).3.     Чтение под ритмичный стук.4.     Чтение с отрывом взгляда от текста.5.     Чтение с убыстрением.6.     Чтение в парах.7.     Чтение в темпе скороговорки.8.     Жужжащее чтение.9.     Чтение про себя, только глазами.10. Чтение-спринт.11.  Чтение-разведка.12.  Чтение-буксир.13. Обзорное чтение.Сканирующее чтение.Выразительное чтение.Просмотровое чтение.Самостоятельное чтение.Объяснительное чтение.Чтение-рассматривание. Модуль 5Памятка1.  Правильно ставь ударение.2.  Соблюдай паузы.3.  Выбери силу голоса (тихо, громко).4.  Определи темп (быстро, медленно).5.  Читай эмоционально.6.  Покажи интонацией свое отношение к произведению.Модуль 6Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вестидиалог - используй эмоционально-оценочную лексику.