Гуманистические идеи в литературе и живописи Эпохи Возрождения


Гуманистические идеи в литературе и живописи эпохи Возрождения « Какое чудо природы человек!»Уильям Шекспир ГУМАНИЗМ (от humanitas - человечность)  – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманный Гуманистические идеи Доброта Материнство Человечность Любовь Цели и задачи: Познакомиться с личностью великих мастеров эпохи Возрождения.Познакомиться с самыми яркими и запоминающимися произведениями творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Уильяма Шекспира.Закрепить полученные знания. Отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы “Речь о достоинстве человека”. Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь”. Какое слово является ключевым в данном тексте? Человек! Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека? Леонардо да Винчи. "Витрувианский человек", 1490 г Вывод: В центре мироздания – свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи. "блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он, возвращая ясность каждой опечаленной душе, словами своими мог заставить любое упрямство сказать "да" или "нет". Своей силой смирял неистовую ярость и гнул рукой железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца". "Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского". Леонардо да Винчи(1452-1519)Мона Лиза(Джоконда)(1503-1505)Лувр, Париж. Леонардо да Винчи« Тайная вечеря»Миланский монастырь. Скульптор, художник, поэт. Микеланджело Буонарроти. Давид. (1475-1564) 1501-1504. Рафаэль Санти(1483-1520)Автопортрет1505 г.Галерея Уффици.Флоренция Рафаэль СантиМадонна Конестабиле1500-1502Эрмитаж,Санкт- Петербург Рафаэль СантиСикстинская Мадонна ( Мадонна с Младенцем, Свв. Сикстом и Варварой).1513-1514 гг.Картинная галерея, Дрезден Питер Брейгель Старший (1525/ 1530-1569)Жатва. 1565 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Питер Старший БрейгельОхотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусства, Вена Питер Старший БрейгельКрестьянский танец. 1568 г. Музей истории искусства, Вена Рембрант Харменс ван Рейн(1606-1669)Портрет старика в красном.1652-1654 гг.Эрмитаж, Санкт- Петербург Рембрант Харменс ван РейнВозвращение блудного сына.1668-1669 гг.Эрмитаж, Санкт- Петербург Гуманистические идеи ЛюбовьМудростьПокаяниеВсепрощение Вильям Шекспир(1564-1616) Вильям Шекспир родился23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн. Отец Вильяма Шекспира, Джон, был ремесленником, купцом (торговал шерстью), а в 1568 году стал мэром Стрэтфорда. Мать Вильяма, Мария Арденн, была дочерью фермера из Вилмкота. Из некоторых источников известно, что Вильям Шекспир учился в грамматической школе. «Я алгеброй гармонию постиг», - говорит один из героев А.С. Пушкина. Точные науки не так далеки от гуманитарных. Попробуйте решить числовое выражение и скажите, что выражает каждая часть его? (4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2(4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 214 = 14 (4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2 (4 * 2) + (3 * 2) = (4 * 3) + 2 14 = 14 К кому обращены сонеты Шекспира? Порядок, в котором дошли до нас "Сонеты", несколько перепутан, содержание их яснее всего раскрывается, если сгруппировать стихотворения по тематическим признакам. В целом они распадаются на две большие группы: первые 126 сонетов посвящены другу, сонеты 127-154 - возлюбленной. По мнению многих исследователей, имя его зашифровано инициалами в посвящении, которым открывается первое издание "Сонетов". Посвящение гласит: "Тому единственному, кому обязаны своим появлением нижеследующие сонеты, господину W.Н. :" Генри Ризли, граф Саутгемптон, покровительствовал Шекспиру, который посвящал ему стихи. Неизвестный художник. 1590 год. Второе лицо, упоминаемое в "Сонетах", - возлюбленная поэта. По имени она не названа. В те времена авторы сонетов давали дамам, которых они воспевали, возвышенные поэтические имена. Шекспир не позаботился дать своей возлюбленной даже условное поэтическое имя. Из "Сонетов" мы узнаем только, что она смугла, черноволоса :за ней утвердилось имя "Смуглой дамы Сонетов" (the Dark Lady of the Sonnets). Большинство исследователей творчества Шекспира называют Мери Фиттон. О каком сонете идет речь? Лирический герой сравнивает описываемое чувство с далеким объектом, испускающим яркий свет, без которого невозможно определить чье-либо местонахождение в водной пучине Для сравнения лирический герой подчеркнуто не использует красоту природных материалов, запахов цветов, совершенств походки богини, но подчеркивает предпочтительность описываемого субъекта оболганным в пышных сравнениях дамам. Лирический герой, сравнивая себя с певчей птицей, которая, выражаясь образным языком, весной поет и в полночь, но забывает петь летом. Этим он хочет сказать, что чувство исчезает, потеряв свою новизну. Лирический герой этого сонета больше всего на свете боится лишиться любви предмета своего обожания, считая это самым тяжким для себя испытанием, не сравнимым ни с каким другим. В России интерес к творчеству Шекспира и его "Сонетам" возникает в первой половине XIX в., но первые переводы в эстетическом плане были слабыми . Наиболее известными признаны переводы, выполненные М. Чайковским (1914), С. Маршаком (1948) , А. Финкелем, С. Степановым, А. Кузнецовым. 1. «Сравню ли с летним днем твои черты?Но ты милей, умеренней и краше.Ломает буря майские цветы,И так недолговечно лето наше».2.«Ее сиянье факелы затмило.Она, подобно яркому бериллуВ ушах арапки, чересчур светлаДля мира безобразия и зла».3. Глаза ее сравнить с небесною звездоюИ пурпур нежных уст с кораллом – не дерзну,Со снегом грудь ее не спорит белизною,И с золотом сравнить нельзя кудрей волну…4.« И ненависть мучительна и нежность.И ненависть и нежность – тот же пылСлепых, из ничего возникших сил, Пустая тягость, тяжкая забава,Нестройное собранье пестрых форм,Холодный жар, смертельное здоровье…»  1. «Сравню ли с летним днем твои черты?Но ты милей, умеренней и краше.Ломает буря майские цветы,И так недолговечно лето наше». Сонет №18.2.«Ее сиянье факелы затмило.Она, подобно яркому бериллуВ ушах арапки, чересчур светлаДля мира безобразия и зла». «Ромео и Джульетта»3. Глаза ее сравнить с небесною звездоюИ пурпур нежных уст с кораллом – не дерзну,Со снегом грудь ее не спорит белизною,И с золотом сравнить нельзя кудрей волну… Сонет № 130 в пер. Н.Гербеля 4.« И ненависть мучительна и нежность.И ненависть и нежность – тот же пылСлепых, из ничего возникших сил, Пустая тягость, тяжкая забава,Нестройное собранье пестрых форм,Холодный жар, смертельное здоровье…» «Ромео и Джульетта»   ВЫВОД: Опираясь на мир реальный, человек сам творит мир посредством своего ума, сердца и души.Мир воспринимается умом и сердцем Два мира есть у человека:Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.Николай Заболоцкий. Домашнее задание: На выбор: 1. Представьте, что вы оказались в XVI веке в окружении гуманистов и художников. Какие вопросы вы хотели бы им задать? 2. Подготовить вопросы для интервью с Шекспиром «В. Шекспир – представитель эпохи Возрождения» (черты эпохи, литературы, личная жизнь);3. Сочинение -миниатюра «Мое открытие Шекспира»;4. Написать сонет.5. Сделать презентацию по творчеству Шекспира;  Леонардо да Винчи.Мадонна Литта(Мадонна с Младенцем).Эрмитаж,Санкт - Петербург Микеланджело БуанароттиСотворение Адама. 1511 г. Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы, Ватикан