Презентация к выступлению по теме Коммуникативно-деятельностная технология на уроках русского языка и литературы


Коммуникативнo-деятельностная технология Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитиеличности ребенка на основеучебной деятельности Преобразованиевнешней предметной деятельностиво внутреннюю Виды УУД Взаимосвязь универсальных учебных действий Личностные Коммуни-кативные Регулятивные Познавательные Планируемые результаты:три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания» Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД Речевая деятельность и работа с информацией как основа формирования коммуникативных УУД первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации:умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами;умение использовать компьютерную технику Основные читательские умения Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.Библиографические умения.Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников).Экранное чтение. Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста. Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения.Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, словарями.Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника. СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА Орфографический («Пиши правильно»)Толковый («Толковый»)Орфоэпический («Произноси правильно»)Этимологический («Происхождения слов»)Грамматический («Обратный»)Фразеологический («Устойчивых выражений») Словообразовательный Коммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентностьучет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности умение слушать и вступать в диалог Коммуникативные действия обеспечивают: участие в коллективном обсуждении проблем;строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. интеграцию в группу сверстников; Виды коммуникативных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействияпостановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииразрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Виды коммуникативных действий: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникация как взаимодействие Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Коммуникация как взаимодействие Понимание возможности различных позиций и точек зрения.Уважение к иной точке зрения.Понимание относительности оценок.Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Коммуникация как кооперация (сотрудничество) Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.Умение договариваться, находить общее решение. Коммуникация как кооперация Умение аргументировать, убеждать и уступать.Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Коммуникация как условие интериоризации Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.Способность строить понятные для партнера высказывания.Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.Речевое планирование и регулирование своих действий.Рефлексия своих действий. Коммуникативно-деятельностная технология Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. Коммуникативно- деятельностная технология Организация внеурочных групповых занятий с элементами тренинга ( М. Битянова, Н. Пилипко и др.)Включение в проектную деятельность.Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом. Развитие коммуникативной деятельности Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе и в школе в целом. * Примеры формирования коммуникативных УУД(Русский язык) Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнениеПреобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)