Из опыта работы: личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках литературы


Из опыта работы Волковой Марины Эдуардовны ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №9 города Новосибирска Любовь должна идти впереди знания, иначе знание мертво… И.Н.Калинаускас. Традиционное понимание образования как овладения учащимися необходимым набором знаний, умений и навыков в определённой области науки или техники будет окончательно переосмыслено и вытеснено более широким взглядом на образование как на становление Человека, обретение им своей творческой индивидуальности. Именно личность обучаемого подростка становится сегодня системообразующим фактором новой, гуманитарной, парадигмы образования. умение принимать решение и нести за них ответственность Высокий уровень самосознаниясамостоятельностьсамодисциплина профессионализм в той сфере жизнедеятельности общества, с которой подросток связывает свою дальнейшую жизнь. независимость суждений в сочетании с уважением к мнению других людей чувство собственного достоинства Формирование всех этих качеств требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребёнка и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и других механизмов демократизации. Задача любого педагога на отдельном уроке и в практике своей работы в целом – создать пространство для саморазвития личности,обеспечить условия интеллектуального и нравственного развития учащихся, стимулировать их творческое мышление, поисковую деятельность Ценность ребёнка в образовательном пространстве не определяется шкалой стандартов! Точкой отсчёта является уровень развития компетенций по отношению к своим же недавним показателям в знаниях, умениях, суждениях… Он становится неким ориентиром для самооценки возможностей учащегося! А СТАНДАРТ? 2. ОБУЧЕНИЕ – это когда ОБА УЧАТСЯ! Ребёнок уже живёт, а не готовится к жизни! Рядом с ним живёт учитель. И если это мудрый учитель, он понимает, что ребёнок-это глубина, у которой нет дна…Дать знания этой глубине? Нет! Только развитие, «выращивание» мотивов учебной, творческой деятельности! Основные идеи гуманитарной парадигмы образования Мера всему – человек!Протагор Рейтинг И К И Портфолио Самооценка Доступность обучения Воспитывающий характеробучения Связь обучения с жизнью Обучение в сотрудничестве Развивающий характеробучения Учить учиться, учить самостоятельно и осознанно работать на каждом этапе урока – вот задача, которую я, как учитель, ставлю перед собой. А потому руководствуюсь на своих уроках следующими принципами обучения: Урок литературы – урок особенный.Художественная литература учит познавать жизнь, формирует взгляды, убеждения, воспитывает нравственные качества, формируя в конечном счёте человеческую Личность… Духовные ценности плохо усваиваются логическим путем. Для их восприятия нужны эмоции. Только на уроках литературы процесс формирования предметных знаний и умений базируется на подлинно художественном материале, который воспринимается эмоциональной сферой человека. «проживание кусочка жизни» вымышленных персонажей Условие урока – «включение» эмоций Задача учителя литературы– воспитать неравнодушного читателя! Таким образом, нравственный, мировоззренческий потенциал уроков литературы в русле личностно-ориентированной педагогики не требует доказательств! «Сквозные» темы при повторении Уроки-диспуты, проблемные семинары Учебное проектирование воспитание +развитие «Колумб Замоскворечья»«Человек, который знает, что делать» «Гражданином быть обязан»«Гражданский подвиг писателя» «Нигилизм Базарова»«Путь исканий Пьера Безухова»«Жить не по лжи…» Реализация принципа доступности обучения в рамках личностно-ориентированной педагогики требует уважения к личности учащегося на всех этапах урока. Развитие речевой, коммуникативной компетенции ученика Целеполагание Аналитическая беседа Обобщение сказанного Осознанность, понимание ИНТЕРЕС Русский язык Литература ТЕМА УРОКА У М Е Т Ь З Н А Т Ь МИНИ-БЕСЕДА, мозговая атака КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ПРОБЛЕМА решение проблемы осознанного целеполагания Приёмы: «цепочка» «перевёртыши» «конкурс ораторов» Я на уроке литературы ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА Имею представление об историко-литературном процессе Обладаю общимисведениями по истории и теории литературы Знаю историю лите-ратуры, имею пред-ставление об искусстве слова, понимаю его законы Имею представление о содержании изученных литературныхпроизведений Знаю содержание изучаемых литературных произведений Знаю содержание, могу определить идейно-художественное своеобразие изучаемых произведений Могу высказатьвпечатления от про-читанного Могу определить тему, идею изучаемого произведения; проанализировать художественный текст по образцу Обладаю навыкамилитературоведческого анализа художествен-ного текста На смену задачам выполнения социального заказа для определённой отрасли промышленности пришли новые требования. Акцент переносится на создание условий для готовности личности к сознательной ориентации в профессиональном и социокультурном пространстве. Это полностью отвечает концепции компетентного человека и специалиста. Именно личность обучаемого подростка становится системообразующим фактором образования. Будущий специалист должен быть готовым к принятию самостоятельных решений, к действиям в условиях свободы выбора. Принцип связи обучения с жизнью Принцип сотрудничества Создание проблемных ситуацийРешение проблемных задач Проблема нравственного выбора Уважение к ученику! Корректность постановки вопросов, заданий! Это наиболее эффективный способ привлечения учащихся к сознательной работе над текстом художественного произведения.Вопросы формулируются так, чтобы заставить ученика вести диалог с автором.Наряду с вопросами, заданиями ученику даётся информация, которой он может воспользоваться при ответе.Использование в карточке эмоционально-оценочной лексики для характеристики героев, явлений также является хорошим подспорьем для удачного устного высказывания на уроке. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ!!!!!! РАБОТА С КАРТОЧКАМИ-ИНФОРМАТОРАМИРАБОТА С ОПОРНЫМИ КОНСПЕКТАМИПЕРЕСКАЗ-АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ РАБОТЫ С КРУПНЫМ ЭПИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Воспитывается, формируется, предполагает, обеспечивает, удовлетворяет Личность, этап, образование, педагогика, развитие, общество, технология, ориентация, обучение Личностный, ориентированный, гуманный, современный 1. Одно существительное – предмет (тема ) разговора 2. 2 прилагательных – его признаки, характеристики, к которым пришли в результате урока3. 3 глагола – чему мы научились на уроке4. Предложение из четырёх слов – краткий вывод по теме урока5. Одно существительное- понятие, которое по-новому раскрывает перед нами тему урока ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО С И Н К В Е Й Н P.S. В БЛОКНОТ ПЕДАГОГА: Запомните, что некоторые обороты речи могут обострять спор, а некоторые, наоборот, смягчать.Обороты речи, обостряющие спор.«Вы должны это понять…», «Я считаю…», «Я могу Вам это доказать…», «Вы об этом никогда не думали…», «Я уверен, что Вы не правы…», «Это бездоказательно…»,«Этот разговор ни к чему не приведёт»Обороты речи смягчающие ситуацию.«Не находите ли Вы, что…», «Не согласитесь ли Вы с тем, что…»«Вам, само собой, известно…», «Возможно, это может убедить Вас…»«Как известно абсолютных истин нет, постараемся взглянуть на это…»«Несмотря на сложность разговора, он необходим, потому что…»«Это трудно доказать, однако пораcсуждаем вместе…»«Я, возможно, ошибаюсь, но…», «Давайте обратимся к фактам»