Презентация к педсовету на тему Критериальное оценивание на уроках географии


Критериальное оценивание учащихся на компетентностном уроке. Ешенова Гульнара Нурлыбековнаучитель географии Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности.М. Эбнер-Эшенбах Проблемы, возникающие на практике при оценивании качества знаний учащихся:Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки.Учителем не учитываются особенности работы в конкретном классе, индивидуализация и дифференциация обучения. Субъективизм учителя по отношению к учащимся. Критерии оценивания Критерии оценивания    Баллы /max/ A Знание и понимание 6 B Применение умений и навыков 6 C Анализ и синтез (обработка информации) 6 D Презентация (организация и представление информации) 7 Итого: 25 Для внедрения критертального оценивания в учебный процесс необходимо:- знание и понимание учащимися целей обучения;- знание и понимание учащимися критериев оценивания;- организация эффективной обратной связи между учителем и учеником;- рефлексия деятельности, эволюация результатов обучения. Учащиеся должны научиться Критерий А Понимать основное содержание текста.Знать особенности и закономерности, происходящие в каждой оболочке: атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере.Уметь показывать на картах материки, части света, острова, океаны, их составные части.Знать особенности природы каждого материка, океана.По картам и таблицам описывать рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, население каждого материка.Обсуждать влияние природных явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Цели и задачи изучения предмета География Критерий Уровень достижений Дескрипторы A (max 6) 6 Ученик выполнил 91% - 100% заданий, продемонстрировал великолепное знание и понимание темы, терминов. 5 Ученик выполнил 71 - 90% заданий, продемонстрировал хорошее знание и понимание темы, терминов, связно излагает информацию. 4 Ученик выполнил 51% - 70% заданий, продемонстрировал удовлетворительное знание и понимание темы, терминов, объяснения логичны, но недостаточно полны. 3 Ученик выполнил 21% - 50% заданий, продемонстрировал ограниченное знание темы и терминов, объяснения неполны. 1-2 Ученик выполнил 10% - 20% заданий, имеет элементарные представления по теме, не понимает значение терминов. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Учащиеся должны научиться Критерий В Уметь передавать полученную информацию логично, последовательно, осмысленно.Уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.Объяснять взаимосвязи между природными компонентами, используя карты, учебники и дополнительную информацию.Определять проблемы, стоящие в отдельных регионах Земли, предложить пути решения данных проблем. Цели и задачи изучения предмета География Критерий Уровень достижений Дескрипторы B (max 6) 6 Ученик выполнил 91% - 100% заданий, умеет передавать полученную информацию логично, последовательно, доказательно. 5 Ученик выполнил 71 – 90% заданий, возможны незначительные неточности, сделаны корректные выводы. 4 Ученик выполнил только 51% - 70% заданий, допущены одна-две незначительные ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы. 3 Ученик выполнил 21% - 50% заданий, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы. 1-2 Ученик выполнил 10% - 20% заданий, допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Учащиеся должны научиться Критерий С Находить нужную информацию в учебнике и других источниках знаний.Уметь выделять главное, записывать в виде логических схем, таблиц, планов, конспектов.Объяснять все процессы и явления, происходящие в природе, с научной точки зрения. Применять научную информацию для решения экологических проблем, решения нестандартных ситуаций, происходящих во взаимоотношениях человека с природой.Анализировать происходящее, предлагать альтернативу решения проблем. Цели и задачи изучения предмета География Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 6 Тема раскрыта безупречно, учащийся показал великолепные знания, способности.При выполнении задания используется логическая последовательность в рамках задания.В работе присутствуют хорошо сформулированные и полностью обоснованные выводы. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 5 Тема раскрыта соответствующим образом, за исключением одного или двух незначительных упущений. Учащийся продемонстрировал хорошие способности в применении навыков работы с картами атласа.При выполнении задания используется хорошая логическая и фактическая структура в рамках задания.В целом может собирать информацию с подробными деталями и делать выводы. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 4 Тема раскрыта недостаточно; учащийся показал удовлетворительные способности в применении умений и навыков.Умеет работать по карте, собирать информацию.Незначительная ошибка логического и фактического материала. В работе присутствуют выводы. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 3 Тема не раскрыта либо не соответствует материалу.Учащийся показал незначительные способности в применении навыков работы по карте.При выполнении задания нарушена логическая последовательность. Предпринята попытка сделать выводы. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 1-2 Тема не раскрыта, имеются значительные упущения в содержании и существенное несоответствие.При выполнении задания допущены серьезные ошибки; учащийся показал ограниченные способности в применении необходимых умений и навыков.Выводы отсутствуют. 0 Задание не выполнено; учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Учащиеся должны научиться Критерий D Определять проблему поиска по теме.Ставить цель исследования, составлять план поиска, оформлять в виде презентации, схем, таблиц.Выдвигать гипотезу, делать правильные научные выводы.Уметь прогнозировать, возможна ли та или иная деятельность человека в зависимости от особенностей климата и природы определенной территории. Цели и задачи изучения предмета География Критерий Уровень достижений Дескрипторы D (max 7) 7 Учащийся создал хорошо структурированную и логически согласованную работу, включающую введение, основную часть и заключение. Отобранные материалы всегда соответствуют теме исследования, работа чётко выражена и хорошо представлена. Везде где необходимо великолепно используются карты, диаграммы и схемы. Составляет презентацию по теме с использованием занимательного и дополнительного материала. Делает правильные научные выводы.Доходчиво объясняет одноклассникам, прогнозирует результат. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы D (max 7) 6 – 5 В работе учащегося присутствует структура, включены введение, основная часть и заключение. Отобранные материалы в основном относятся к теме исследования и, в общем, неплохо представлены. Если карты, диаграммы и схемы включены, то они используются эффективно и целесообразно. Составляет презентацию по теме с использованием занимательного и дополнительного материала.Делает в целом правильные выводы. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы D (max ) 4 - 3 В работе учащегося нарушена структура, включены введение и основная часть. Отобранные материалы в основном относятся к теме исследования и, в общем, но слабо представлены. Если карты, диаграммы и схемы включены, то они слабо используются. Учащийся с трудом определяет цель и причину данной проблемы, затрудняется предложить пути решения.Составляет презентацию по теме с использованием занимательного и дополнительного материала.Предпринята попытка сформулировать вывод. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Критерий Уровень достижений Дескрипторы D (max 7) 1-2 В работе учащегося отсутствует чёткая структура и организация, некоторые материалы к теме неправильно отобраны. Презентация плохая. Если карты, диаграммы и схемы используются, то они плохо представлены. Сделана попытка определения цели исследования и план своей деятельности.С трудом составляет презентацию по теме. Вывод отсутствует 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Критериальная шкала оценивания учебных достижений учащихся по предмету География Таблица перевода Баллы по критериям + Сумма баллов Оценка A B C D 22 - 25 18 – 21 14 – 17 0 – 13 Общие требования к оценке Общие требования к оценке    Критериальный подход к оценке предполагает: 1 Объективность Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме 2 Понятность ученику, учителю, родителям Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.) Содержательность (возможность проверки на разных уровнях) Составление проверочных заданий Преимущества технологии критериального оценивания Прозрачность Регулярная обратная связь, рефлексия Стимул к реализации учебно-познавательной деятельности Выявление трудностей, ошибок и их причин Снятие эмоционального негатива с оценки, создание психологически комфортной среды Объективность оценивания Учебная самостоятельность Определение тенденции развития Плановый характер оценивания Наглядность процесса оценивания Навыки самооценивания, взаимооценивания Стремление преодолевать трудности Проблемы внедрения Трудоемкость разработки дескрипторов Трудности в вовлечении родителей в учебный процесс Отсутствие готовности педагогов к новой системе оценивания Инструменты оценивания . - устные опросы; различные формы письменных работ: тесты, структурированные короткие ответы, тесты без ограничения времени выполнения, открытые тесты, опросы типа «вопрос-ответ», эссе, творческие работы, проекты, и т.д.;- практические работы: знание и использование карт, выявление и решение проблем, выдвижение гипотез, экспериментальная проверка, оценка, анализ, и т.д. Мозговой штурм Что такое климат?Что такое погода?Перечислите климатообразующие факторы. Перечислите неблагоприятные климатические явления, которые наблюдаются в Северной Америке. (ураганы, торнадо, засухи, суховеи, пыльные бури).5. В чем причина разнообразия климата Северной Америки? (широта от арктического до субэкваториального пояса) Задание по критерию «А» Фактор Следствие 1) Горы расположены на западе и востоке материка А) Материк расположен во всех климатических поясах, кроме экваториального. 2) Материк вытянут по широте от 9є с.ш до 72є с.ш Б) Среднеянварские температуры и годовое количество осадков на п-ве Аляска выше, чем на п-ве Лабрадор. 3) Вдоль западных берегов материка в умеренном поясе протекает теплое течение Арктические воздушные массы свободно перемещаются на юг, а тропические – на север. Задание по критерию «А» Установите связи между климатообразующими факторами и их следствием для климата Северной Америки Используя данные таблицы, определите верное высказывание Населенный пункт Т ср. января, єС Т ср. июля, єС Среднегодовое количество осадков, мм А -12 +20 1090 В 0 +25 927 С + 20 +29 1483 1) Пункт А расположен в умеренном поясе.2) Пункт В расположен в экваториальном поясе.3) Пункт С расположен дальше от побережья океана, чем пункт В.4) На климат пункта А оказывает влияние теплое течение.5) Используя данные таблицы, определите, в каком населенном пункте годовая амплитуда температуры наибольшая: 1) А ; 2) В; 3) С Задание по критерию «А» Критерий Уровень достижений Дескрипторы A (max 6) 6 Учащийся продемонстрировал великолепное знание и понимание климата материка, может устанавливать связь между климатообразующими факторами и их следствиями; умеет определять верное высказывание, используя таблицу. 5 Учащийся продемонстрировал хорошее знание и понимание темы, может устанавливать связь между климатообразующими факторами и их следствиями, умеет определять верное высказывание, используя таблицу, но допускает неточности. Рубрикаторы оценивания критерия «А» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы A (max 6) 4 Учащийся продемонстрировал удовлетворительное знание и понимание темы, может устанавливать связь между климатообразующими факторами и их следствиями; умеет определять верное высказывание, используя таблицу;но в ответах допускает неточности. 3 Учащийся продемонстрировал ограниченное знание темы; С трудом устанавливает связь между климатообразующими факторами и их следствиями, с неточностью определяет верное высказывание, используя таблицу. Рубрикаторы оценивания критерия «А» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы A (max 6) 1-2 Ученик выполнил 10% - 20% заданий, имеет элементарные представления о климате материка. 0 Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Рубрикаторы оценивания критерия «А» по теме «Климат Северной Америки» Задание 1 по критерию «В» На широте полуострова Флорида могут наблюдаться летние заморозки, приводящие к гибели урожая апельсинов и персиков, а иногда и к вымерзанию плодовых деревьев. Нередки ливневые дожди, вызывающие наводнения на реках. Какие климатообразующие факторы вызывают эти явления? Задание 2 по критерию «С» Особенности циркуляции воздушных масс: на западе умеренного пояса зимы мягче и осадков больше, чем на востоке (сравнение климата полуостровов Аляска и Лабрадор); на востоке тропического пояса осадков больше, чем на западе (сравнение климата полуостровов Флорида и Калифорния). Почему? Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 6 Тема раскрыта безупречно, учащийся показал великолепные знания; раскрыл особенности циркуляции воздушных масс умеренного и тропического поясов, объяснил причины выпадения наибольшего количества осадков.Учащийся продемонстрировал отличные способности в применении навыков работы с картами атласа.При выполнении задания используется логическая последовательность в рамках задания.В работе присутствуют хорошо сформулированные и полностью обоснованные выводы. Рубрикаторы оценивания критерия «С» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 5 Тема раскрыта соответствующим образом за исключением одного или двух незначительных упущений; раскрыл особенности циркуляции воздушных масс умеренного и тропического поясов, объяснил причины выпадения наибольшего количества осадков по регионам. Учащийся продемонстрировал хорошие способности в применении навыков работы с картами атласа.При выполнении задания используется хорошая логическая и фактическая структура в рамках задания.В целом может собирать информацию с подробными деталями и делать выводы. Рубрикаторы оценивания критерия «С» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 4 Тема раскрыта недостаточно; учащийся показал удовлетворительные способности в знании климатообразующих факторов, с трудом объясняет причины выпадения осадков в разных регионах материка.Умеет работать по карте, собирать информацию.Незначительная ошибка логического и фактического материала. В работе присутствуют выводы. Рубрикаторы оценивания критерия «С» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 3 Тема не раскрыта, учащийся показал удовлетворительные способности в знании климатообразующих факторов, не может объяснить причины выпадения осадков в разных регионах материка.Учащийся показал незначительные способности в применении навыков работы по карте.При выполнении задания нарушена логическая и фактическая последовательность изложения материала. Предпринята попытка сделать выводы. Рубрикаторы оценивания критерия «С» по теме «Климат Северной Америки» Критерий Уровень достижений Дескрипторы C (max 6) 1-2 Тема не раскрыта, имеются значительные упущения в содержании и существенное несоответствие материала.При выполнении задания допущены серьезные ошибки; учащийся показал ограниченные способности в применении необходимых умений и навыков работы по карте. Выводы отсутствуют. 0 Задание не выполнено; учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше. Рубрикаторы оценивания критерия «С» по теме «Климат Северной Америки» Таблица перевода Баллы по критериям + Сумма баллов Оценка А С 16 – 18 13 – 15 9 – 12 0 – 8 До встречи!