Презентация к педагогическому совету Анализ реализации ФГОС за 2011-2015 уч.г. Преемственность


ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ2011-2015 г.г.На пути к осознанию… Основная школалюбящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечестваактивно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчестваумеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечествомуважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатовосознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизниориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Начальная школалюбящий свой народ, свой край и свою Родинууважающий и принимающий ценности семьи и обществалюбознательный, активно и заинтересованно познающий мирвладеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельностиготовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществомдоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнениевыполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.Портреты (модель) выпускника школы Стандарт – основа взаимодействия участников образовательного процесса PIRLS Международное исследование качества чтения и понимания текстаTIMSS Международное исследование качества математического и естественнонаучного образованияICILS — Международное исследование компьютерной и информационной грамотностиPISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихсяВыявленные проблемы (низкие результаты по ряду критериев)навыки самопрезентации. способность выступать перед аудиторией, формулировать мысль коротко и ясно, спорить корректно, аргументированно отстаивать свою точку зрения,критическое мышление и владение логикой. умение работать с текстами и устной информацией, умение работать с цифровой и графической информацией,навыки самоорганизации, дисциплины, тайм-менеджмента. грамотность,владение компьютером на уровне уверенного пользователя. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Индивидуальный, социальный, государственныйзаказ системе образования – обобщенный «портрет выпускника начальной школы» Конкретизация заказа для участников образовательного процесса:развитие личности учащихся, планируемые результаты освоения ОО Программы. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом (универсальных и предметных). Вовлечение учащихся в контрольно-оценочную деятельность результатов обученияИзменение в приоритетах образования Требованияк структуреООПТребованияк результатамосвоения ООПОжидаемыерезультатыдеятельностисистемыобразования: личностные, предметные, метапредметныеОрганизационныеи педагогическиеусловия деятельности системыобразованияТребованияк условиям реализации ООПРесурсы: кадры,материальная база,информация,финансыобщественный договор,ориентация на результат,системно-деятельностный подходЗАПРОСЫ ИОЖИДАНИЯНовый стандарт – три системы требований Изменение приоритетов в образовании На первый план выходят – общеучебные умения общеинтеллектуального характера (анализ, синтез, сопоставление и т.д.), не связанные с конкретной предметной деятельностью, но формируемые в рамках конкретных учебных предметов.Особенности ФГОС в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учитьсяи более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося Универсальные учебные действия развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути её реализации,контролировать и оценивать свои достижения.НаучитьучитьсяПриоритетная цель школьного образования I ступени Личностныевнутренняя позициямотивациянравственно-этическая оценкаРегулятивныецелеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляцияПознавательныезнаково-символические средствалогические действия и операциипостановка и решение проблемКоммуникативныесотрудничество и кооперацияучет чужой позицииадекватная передача информацииконтекстная речь и постановка вопросовПрограмма формирования УУД Смысловые акценты УУДРусский языкЛитературное чтениеМатематика Окружающий мирличностныежизненное само-определениенравственно-этическая ориентациясмыслообразованиенравственно-этическая ориентациярегулятивныецелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)познавательныеобщеучебныемоделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказываниямоделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задачширокий спектр источников информациипознавательные логическиеформулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характераанализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действиякоммуникативныеиспользование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Основа мониторинга уровня сформированности УУД – взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов Предметные опытполучения, преобразования и применения предметных знанийсистема знаний – основа научной картины мираМетапредметныеуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учитьсямежпредметные понятия Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции,соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивацияРЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛичностныеМетапредметныеПредметныеСамоопределение:Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:Регулятивные:Управление своей деятельностью;Контроль и коррекция;Инициативность и самостоятельностьСмыслообразованиеМотивация (учебная и социальная);границы собственного знания и незнания.Коммуникативные:речевая деятельность;Навыки сотрудничестваЦенностная и морально-этическая ориентация:способность решения моральных проблем; оценка своих поступковПознавательные:работа с информацией и учебными моделями;Использование знаково-символических и общих схем..Основы системы научных знанийОпыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знанияПредметные и метапредметные действия с учебным материаломПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ Начальное общее образованиеОсновное общее образованиеПолное общее образованиеУмение учиться сообща под руководством учителя (взрослого)Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого)Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослогоУчебное сотрудничество как основа совместных действийПродуктивное сотрудничество как основа совместных действийРесурсное сотрудничество как основа совместных действийПоиск информации как основа информационной компетентностиОрганизация работы с информацией как основа информационной компетентностиУправление потоками информации как основа ИКМетапредметные действия (результаты) Личностные результаты:Самоопределение формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину.Морально-этическаяориентация знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;Результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения основной образовательной программыЛичностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение сотрудничать с учителем и сверстникамиЗдоровье физическое развитие, установка на безопасный, здоровый образ жизни;Смыслообразование мотивация к творческому труду, работе на результат. Результаты освоения основной образовательной программыЛичностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение сотрудничать с учителем и сверстникамиЗдоровье физическое развитие, установка на безопасный, здоровый образ жизни;Смыслообразование мотивация к творческому труду, работе на результат. Результаты освоения основной образовательной программыМетапредметные результаты:Регулятивные умение планировать свои действия; умение контролировать, оценивать и корректировать свои действия.Коммуникативные умение слушать, слышать, оценивать, передавать информацию.Познавательные умение использовать знаково-символические средства; умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию, установление аналогий и т.д.; освоение межпредметных понятий. Результаты освоения основной образовательной программыПредметные результаты: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; усвоение содержания конкретных учебных курсов; владение базовым понятийным аппаратом; способность работать с учебными моделями изучаемых объектов и явлений. Особенность программы НОО – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельностиОсобенности ФГОС НОО – интеграция ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.Внеурочная деятельность Внеурочная деятельностьНаправления Виды деятельности1 – 4 классыВсегоСпортивно-оздоровительноеВолейбол Футбол111111111155Духовно-нравственноеАзбука толерантности111115СоциальноеЮные защитники природы111115ОбщеинтеллектуальноеКурс развития творческого мышленияЮный математикШкола развития речи 21 121 121 121 121 1105 5ОбщекультурноеВокально-хореографическая студияДизайн, театральная студия111111111155Итого:101010101050 оценка динамики образовательных достижений учащихся;сочетание внутренней и внешней оценки как механизма обеспечения качества образования;использование стандартизированных и нестандартизированных методов;использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;интерпретация результатов на основе контекстной информации;обязательное включение в систему оценивания портфолио ученика.Отличительные особенности системы оценки Система оценки: начальная школаВнутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родителиВнешняя оценка:государственные службыаккредитация ОУаттестация кадровмониторинг системыобразования чтение, УУДрусскийматематика3 итоговые работыитоговаяотметка+накопленная оценкаВыбоорочноеобследованиеработ уч-хсяНеобходимыедополнительныеданные/исслед.25окружающий мир Базовые образовательныетехнологииОТ ЗУН – К ДЕЙСТВИЮ.Основная педагогическая задача — создание и организация условий, инициирующих детское действиеСистемно-деятельностный подход – вовлечение учащихся в учебную деятельность,обучение в деятельности на основе«учебных ситуаций»Уровневая дифференциация:дифференциация требованийк уровню освоения, явное выделениебазового и повышенных уровнейИКТ- технологииИнформатизация образования –это приведение системы образованияв соответствие с потребностями ивозможностями информационногообщества Документы, составляющие основу ФГОС Методическая литература по ФГОС Структура Основной образовательной программы (выписка из Положения об ООП НОО МБОУ СОШ №30).Целевой раздел:1. Пояснительная записка.2. Планируемые результаты освоения учащимися ООП НОО3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.Содержательный раздел:1. Программа формирования универсальных учебных действий 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени НОО.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.5. Программа коррекционной работыОрганизационный раздел:1. Учебный план;2. План внеурочной деятельности;3. Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.(раздел III, ФГОС НОО Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)Структура ООП НОО Основные источники для разработки рабочей программы по курсам пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;общую характеристику учебного предмета, курса;описание места учебного предмета, курса в учебном плане;описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;содержание учебного предмета, курса;тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п.19.4 Стандарта): «…низкая мотивация педагогов к освоению нового должна быть нивелирована посредством широкого спектра практикумов и мастер-классов. К началу реализации ФГОС все педагоги, участвующие во внедрении новых образовательных стандартов, должны демонстрировать навыки уверенного использования электронных ресурсов и цифрового оборудования» Из выступлений на ежегодных августовских конференциях Личностные УУД (не оцениваются в цифрах)Мотивация ученой деятельностиОцениваемые УУД: действия направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (самоопределение и смыслообразование).  Познавательные УУДЛогическое мышление.Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия.  Регулятивные УУД.Объем внимания и его концентрация.Оцениваемые УУД: умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД.Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий и в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).Группы УУД Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.Ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку .Эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРТФОЛИОВ ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;развивать навыки рефлексивной и оценочной (в т.ч. – самооценочной) деятельности учащихся;формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельностьПортфолио- обязательный компонент внутренней оценки достижения результатов каждого ученикаПедагогические задачи, решаемые задачи с помощью портфолио мониторинг всех программ, составляющих структуру ООП;мониторинг реализации программы формирования УУД;мониторинг реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;мониторинг реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;За 4 года реализации ФГОС обобщены мониторинговые исследования по всем разделам ООПМониторинг ООП НОО «Образовательным учреждениям необходимо проанализировать свой опыт по проведению мониторинговых процедур и использовать его при создании системы внутренней оценки качества образования, частью которой является процедура самообследования, закрепленная новым законом» «В соответствии с требованиями нового Закона об образовании, образовательным учреждениям необходимо освоить процедуру самообследования, обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества. В статьях закона чётко прописывается роль мониторинговых инструментов»Из выступлений на августовских конференциях Организация преемственности при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию в МБОУ СОШ №30 осуществляется следующим образом.Проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению в начальной школе В течение 2-х первых месяцев организуется адаптационный период обучения, в который проводится работа по коррекции и развитию универсальных учебных умений первоклассников.В дальнейшем проходит ежегодно стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства учащихся, и в соответствии с ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и проверочные работы, тесты).Проведение открытых уроков совместно с педагогами д/сада и старшей школы, совместных семинаров, круглых столов, МО, педсоветов по обсуждению вопросов преемственности. В конце 4 класса проводится итоговая диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к продолжению обучения в средней школе.Формирование универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Диагностические тетради Итоговая комплексная работа – это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. В работе содержатся задания различного уровня сложности. В методических рекомендациях для учителя даются:общее описание целей, структурыособенностей содержания и формыЗаданий рекомендации по проведению, оцениванию и использованию результатов и формы фиксации результатовВ комплект входят: 4 вариант итоговой комплексной работы для первоклассников методические рекомендации для учителяЛогинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 классПособия, обеспечивающие переход на Федеральный государственный образовательный стандарт Успешность сформированности умений работать с текстом. Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение всей работы (по 100 балльной шкале). Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей. Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение заданий каждой группы умений независимо от предметной области (по 100 балльной шкале). Основные показатели, по которым представляются результатыКомплексная работа Примеры психологических исследований в мониторинге УУД Личностные УУД - мотивация, самооценка, нравственно-этические ориентации отслеживаются по результатам психологического исследования, педагогического наблюденияНравственно-этическая ориентацияКритерий Показатель методика2011-20122012-20132013-2014 Сформированность нравственного потенциала личности обучающихсяСформированность основных нравственных качествМетодика Н.П. Капустина, для изучения воспитанности учащихся. (1-4 классы)↑- 32%Хор – 39%˷ - 24% ↓ - 5%↑- 35,5%Хор – 41%˷ - 19,5% ↓ - 4%↑- 38,5%Хор – 44%˷ - 15,5% ↓ - 2%Изучение уровня сформированности коммуникативных действий – на основе психологического исследования (методика «Рукавички», Л. Цукерман) и педагогического наблюдения. Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация). - 1 классыМониторинг личностных УУД годовая циклограмма мероприятийклассУУДХарактеристика УУДИнструментарийМетодыПериодичность проведенияСроки проведенияЛичностные УУД (2-4 классы)2-4Самопознание и самоопределениеОбеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношенияхТест на определение самооценки «Лесенка» (1 класс) Рисунок «Что мне нравится в школе» (1 класс)Анкета А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».ТестированиеАнкетирование 1 раз в год Март- апрель2-4Смыслообра-зованиеАнкета Н. Лускановой «Изучение мотивации» (1 класс)Анкетирование 1 раз в год Март- апрель2-4Нравственно-этическая ориентацияАнкета Н.П. Капустина, для изучения воспитанности учащихся (1-4)Анкета М.И. Рожкова «Изучение психологического климата в классе» (1-4)Анкета «Отношение к здоровому образу жизни»Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» И.Б. ДермановойАнкетированиеБеседа, наблюдение на уроке1 раз в год Март- апрельБеседы о школеЧтение и обсуждение текстов (о школе, о взаимоотношениях детей и родителей, о поступках людей и т.д.)См. типовые задачи – табл. 9 ООП НОО Беседа Наблюдение на урокеВ течение уч. годаВ течение уч. годаМОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ годовая циклограмма мероприятийклассУУДХарактеристика УУДИнструментарийМетодыПериодич-ность проведенияСроки проведенияРегулятивные УУД (1-4 классы)1-4Планирование Обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельностиКомплексная работа Выкладывание узора по образцу (устно и письменно)Пробы на вниманиеГрафические диктантыСм. типовые задачи – табл. 9 ООП НООАнализ комплексной работы.Наблюдение выполнения заданий на уроке1 раз в год В течение уч. годафевраль- апрель1-4Оценка 2-4Контроль 3-4Коррекция 3-4Границы МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ годовая циклограмма мероприятийклассУУДХарактеристика УУДИнструментарийМетодыПериодичность проведенияСроки проведенияПознавательные УУД (1-4 классы)1-4АнализОбеспечивают общеучебные и логические УУД, постановку и решение учебной проблемыКомплексная работаСравни картинкиВыделение существенных признаковЛогические закономерностиИсследование словесно-логического мышленияЗадания на определение количества, качества.См. типовые задачи – табл. 9 ООП НООАнализ комплексной работыНаблюдение1 раз в год В течение уч. годафевраль- апрель1-4Синтез 1-4Сравнение 1-4Классификация 1-4Обобщение 1-4Причинно-следственные связи2-4Аналогия 3-4Отнесение к понятию 3-4Диаграммы и таблицы3-4Умозаключение МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ годовая циклограмма мероприятийклассУУДХарактеристика УУДИнструментарийМетодыПериодичность проведенияСроки проведенияКоммуниникативные УУД (1 – 4 классы)2-4Речевое высказывание обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми«Рукавички» «Узор под диктовку»«Дорога к дому» См. типовые задачи – табл. 9 ООП НООТестированиеБеседа1 раз в год В течение уч. годафевраль- апрель2-4Точка зрения 2-4Вопросы 3-4Объединение информации МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Мониторинг УУД. 2 класс. Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу ПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связи% детей, имеющих прогресс в развити УУДДетализированный рейтинг УУД в 1 классе Регулятивные УУДПознавательные УУД ПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиРейтинг УУД по отдельным умениям в 1 классеМониторинг УУД. 3 класс. Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классу ПланированиеОценкаКонстрольАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиАнологияРечевое высказываниеТочка зренияВопросы% детей, имеющих группу прогресса А0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%% детей, имеющих группу прогресса B0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%% детей, имеющих группу прогресса C0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%% детей, имеющих группу прогресса D0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%Индивидуальные результаты мониторинга УУД "Учимся учиться и действовать". 3 класс Регулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУД ПланированиеОценкаКонтрольКоррекцияГраницыАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиАналогияОтнесение к понятиюДиаграммы и таблицыИндуктивное умозаключениеРечевое высказываниеТочка зренияВопросыОбъединение информацииУровеньПрогресс      Результаты мониторинга по классам Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах, обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи программы: формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КритерииПоказателиМетодики, используемые методы2011-20122012-20132013-2014 Сформированность учебной мотивацииУровень сформированности мотивационного потенциалаМетодика Лускановой Н.Г.(1-4)↑ - 45%˷ - 30%↓ - 25%↑ - 56%˷ - 31%↓ - 13%↑ - 68%˷ - 20%↓ - 12%Сформированность личностных УУДУровень сформированности личностных УУДТаблицы оценивания личностных результатов (1-4)ПортфолиоСформированность нравственного потенциала личности обучающихсяСформированность основных нравственных качествМетодика Н.П. Капустина, для изучения воспитанности учащихся.(1-4)↑- 32%хор – 39%˷ - 24% ↓ - 5%↑- 35,5%хор – 41%˷ - 19,5% ↓ - 4%↑- 38,5%хор – 44%˷ - 15,5% ↓ - 2%Состояние здоровья обучающихсяДинамика показателей здоровья школьниковСтатический медицинский анализ состояния здоровья учащихся (1-4), физкультурная группаосн – 86%подг. – 7%спец. – 5%осв. – 2%осн – 91%подг. – 6%спец. – 3%осв. – 0%осн – 94%подг. – 4%спец. – 2%осв. – 0%Сформированность представлений о здоровом образе жизниАнкета «Отношение к здоровому образу жизни»(1-4) (см. Анкета №1 из мониторинга «Здоровье»)Сознательно относятся к здоровью и питанию 58%62%67%психологический климат в классеУровень сплоченности классных коллективовАнкета М.И. Рожкова «Изучение психологического климата в классе» (1-4)↑ - 56%˷ - 30%↓ - 14%↑ - 64%˷ - 22%↓ - 14%↑ - 78%˷ - 12%↓ -10% Удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процессаКомфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школеМетодика А.А. Андреева «Изучение удовлетворен-ности учащихся школьной жизнью». (2-4)↑ - 78%˷ - 12%↓ - 10%↑ - 83%˷ - 11%↓ - 6%↑ - 89%˷- 11%↓ - 0%Рост включенности родителей в образователь-ный процесс школыУровень участия родителей в образовательном процессеСтатистика классного руководителя (таблица)Учебная деятельностьиндивидуальные встречи с учителямиЕжед/поситуацииЕжедн/по ситуацииЕжедн/по ситуации100%100%100%Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процессаУдовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе.Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворен-ности родителей работой образовательного учреждения» ↑ - 53%˷ - 30%↓ - 17%↑ - 58%˷ - 28%↓ - 14%↑ - 65%˷ - 22%↓ - 13%Итоги мониторинга эффективности программы Цель программы: формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды как ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и примеры выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ №КритерийСредства мониторинга2011-20122012-20132013-2014Динамика по показателям1.Наличие в детях желания заботиться об окружающей среде, о своем здоровье (формирование заинтересованногоотношения)1.УУД. Таблица оценивания личностных результатов88% учащихся90% учащихся93% учащихсяПоложительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу2. Карта занятости учащихся во внеурочной деятельности по классу (спортивно-оздоровительное, социальное направления)спорт.озд. напр. 56%социальное напр28%спорт.озд. напр.65%социальное напр33%спорт.озд. напр.69%социальное напр36%2.Установка на использование здорового питания1.Анкетирование(анкета №1 для детей и родителей учащихся)Сознательно относятся к здоровью и питанию – 58%Сознательно относятся к здоровью и питанию – 62%Сознательно относятся к здоровью и питанию – 67%Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу2.Наблюдение за питанием в школе и домаПолучают горячее питание в школе – 98%Получают горячее питание в школе – 97%Получают горячее питание в школе - 99%3.Использование оптимальныхдвигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей1.Учет времени на занятия физкультуройКоличество часов по физической культуре – согласно требованиям СанПинОтрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательногоаппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера)2.Учёт динамики занятости учащихся во внеурочной деятельности (спортивно-оздоровитель-ное направление)спорт.озд. напр. 56%спорт.озд. напр.65%спорт.озд. напр.69%3.Анализ посещения уроков (физкультминутки)Проведение физкульминуток – согласно требованиям СанПин4.Анализ школьного врача (по группам здоровья или заболевания)5.ГКП- выполнение режимных моментов (спортивно-оздоровитель-ное направление)Расписание работы ГКП согласно требованиям СанПин6. Паспорт здоровья (п. 3,4)Самостоятельное отслеживание учащимися занятости во внеурочной деятельностиИТОГИ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЕ в деятельности, НА ОСНОВЕ«учебных ситуаций»Базовые образовательныетехнологииСистемно-деятельностный подход - вовлечение учащихся в учебную деятельностьТехнология системно-деятельностного метода, проблемно-диалогическое обучение, учебное проектирование… УРОВНЕВАЯДИФФЕРЕНЦИАЦИЯБазовые образовательныетехнологииУровневая дифференцияци:дифференциация требованийк уровню освоения, явное выделениебазового и повышенных уровней Основные принципы:открытость системы требований,предъявление образцов деятельности,«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИКОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИБазовые образовательныетехнологииИнформатизация образования –это приведение системы образованияв соответствие с потребностями ивозможностями информационногообществаОбразовательная деятельность на основе ИКТ:открытое (но контролируемое) пространствоинформационных источников,инструменты «взрослой» информационной деятельности,среда информационной поддержки учебного процесса,гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,современные системы управления учебным процессом Спасибо за внимание!Удачи в освоении ФГОС