Презентация к педагогическому совету Проектная технология в условиях реализации ФГОС


Ноябрь, 2013 год Проектно-исследовательскаядеятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. Мишель де Монтень, французский писатель и философ 2 Актуальность обучения проектированию ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ не мода, но объективная необходимость: ПРОЕКТИРОВАНИЕ – источник обновления (модернизации) системы образования и образовательных процессов. Изменение характера мотивации Увеличение объема информации Трудности ориентации в потоке информации Быстрое устаревание информации Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя 3 Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя 4 5 Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». А. Дистервег 6 7 Проект – от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово «проект» означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план. 8 Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы. Основные отличия проекта от исследования Проектная и исследовательская деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Какие именно общеучебные умения формируются в проектно-исследовательской деятельности? Коммуникативные умения : Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Регулятивные умения: Проектировать процесс (изделие). Планировать деятельность, время, ресурсы. Принимать решения и прогнозировать их последствия. Анализировать собственную деятельность 12 Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) находить несколько вариантов решения проблемы выдвигать гипотезы устанавливать причинно-следственные связи 13 Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи Умение уверенно держать себя во время выступления Артистические умения Умение использовать различные средства наглядности при выступлении Умение отвечать на незапланированные вопросы Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? - в начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся; - в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию- в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков . Функции проектно-исследовательской деятельности на разных ступенях обучения: Обеспечение осуществления учебного проекта и исследования Лабораторное оборудование Оборудование для моделирования и конструирования Фонд библиотеки Интернет -ресурсы 15 Основные этапы исследованияФормулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.Постановка цели и конкретных задач исследования.Определение объекта и предмета исследования.Выбор метода (методики) проведения исследования.Описание процесса исследования.Обсуждение результатов исследования.Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 16 УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! Ни в коем случае не выполнять за учениковуниверсальные учебные действия! Учебное е Проект - это «пять П»: Проблема Проектирование(планирование)Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. По видам По содержанию По количеству участников По длительности Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр. Типология форм проектов «Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности». Главный итог – в самих учениках Оцениваем деятельностьи изменение в ученике, а не продукт! Система оценки проектнойи исследовательской деятельности Выводы:Проектно-исследовательская технология может применяться на уроке и во внеурочное время, ориентирована на достижение целей самих обучающихся и поэтому уникальна. Проект и исследование формируют невероятно большое количество общеучебных умений и поэтому эффективны. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.