Презентация к педагогическому совету:«Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока»


«Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока»Презентация к педсовету МБОУ «Капустиноярская СОШ МО «Ахтубинский район»Сухочева О.А. Задача сегодняшнего педагогического совета – увидеть проблему, мешающую успешной реализации задач, стоящих перед школой, чтобы совместно с коллективом обсудить её, найти пути решения этой проблемы, выявить крупицы опыта, обязательно имеющегося в нашем коллективе, показать перспективы решения проблемы. *учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948); *учебник — форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976); *учебник — массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987); *учебник — комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы — цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, — и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988). *учебник — средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992); *учебник — проектируемая цель обучения (Товпинец, 1992); *учебник — развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения (Журавлев, 1992) и т. д. Основные функции учебника:*информационная, *трансформационная,*систематизирующая *воспитательная Формирование различных умений.Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в опреде­ленной, методически оправданной последовательности, содейству­ет развитию школьников, формированию у них материалистиче­ского мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.  Структурные компонентытеоретические сведения;аппарат организации работы (вопросы, задания);иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.). Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя.Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала. Основными компонентами этой системы являются следующие: /. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала.2. Разграничение материала по степени его важности для ов­ладения изучаемой темой в целом.3. Наличии материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). 4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков.5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала.6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала.7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Эффективные приемы и формы работы с учебником.Самостоятельное ознакомление учащихся с правиломПоиск в учебнике ответов на вопросы учителяПользование справочным материалом учебникаСамостоятельная работа учащихсяРабота с чертежами, схемами, таблицамиЧтение текстаНахождение в тексте ответа на вопросСоставление планаСочинение по рисункуЧтение по ролямНахождение отрывка к рисункуЧтение сносокНахождение слов на заданное правило Насколько необходим учебник в учебном процессе?.. 5-7 классы9 класс 10 класс11классБез него не обойтись 100% 95% 77% 94%Не так уж и важен4%5%23%6% НЕ нужен2%0%1%1% Умеешь ли ты работать с учебником?..классумеюне с каждым565%35%635%65%7,950%50%858%36%1046%54%1122%78%НЕ умею – 0% Каким ты видишь идеальный учебник?..ИнтересныйПознавательныйСерьезныйИллюстрированныйС интересными заданиямиС подробным объяснением заданийС кратким и понятным изложением материалаСодержащий много полезной информации, изложенной на понятном языкеСодержащий доступную, нужную и полную информациюЖелательно в компьютерном варианте Результаты анкетирования учителейДовольны ли вы учебником по своему предмету?ДА – 36% НЕ СОВСЕМ – 52% НЕТ – 8%Как часто вы используете учебник на уроке?Каждый урок – 72% Иногда – 12%Есть ли у вас система работы с учебником?ДА – 64% В поиске – 20%Можно ли провести урок по вашему предмету без учебника?ДА – 12% иногда – 52% нет – 16% Можно ли усвоить материал по вашему предмету без учебника?Да – 4% некоторые темы – 28% нет – 56%Умеют ли дети работать с учебником?Да – 24% не все – 52% нет – 8%Что бы вы изменили в учебниках по вашему предмету?Сократить теорию – 12%Добавить практический материал – 64%Добавить теоретический материал – Изменить теоретический материал – 24%Дополнить схемами, таблицами, рисунками – 40%Оставить без изменений – 8% Каким вы видите идеальный учебник?Изложен доступно, в соответствии с возрастными особенностями детейОтвечающий требованиям ЗУНТот, который заставит ученика открыть его и прочитатьС яркими и эстетичными иллюстрациямиРазвивающий, дающий знания, необходимые ребёнку в жизниДолжен сопровождаться словарями, критическими статьямиБез ошибок, красочный, на хорошей бумаге, который приятно взять в руки Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой. Рекомендации педсовета1.Считать основной задачей: на каждом уроке обязательно использовать работу с учебником. 2.Применять разнообразные приемы и формы работы с учебником. 3.Каждому учителю составить свою памятку по работе с учебником на уроке по предмету; ознакомить с ней учащихся.4.Активнее использовать возможности учебника для развития познавательной активности учащихся. С этой целью больше использовать упражнения продуктивного характера, поисковые задания.5.Активнее использовать возможности учебника для индивидуального обучения.6.Использовать учебник для интенсификации учебного про­цесса. С этой целью активизировать внимание учащихся на рисунках, схемах, таблицах, условных обозначениях, данных в учебнике.7.Использовать учебник для формирования общепредметных умений.