Методическая разработка – презентация к педагогическому совету на тему «Секреты педагогического мастерства»


9 ноября 2011 г. Координационный советЯкутск Секреты педагогического мастерства Тематический педсовет Продолжите фразу: «Привет, мне приятно вам сказать, что…..» Практическая работа Кейс. Студенты группы в середине семестра стали регулярно не готовиться к практическим занятиям. Задания выполняют лишь некоторые студенты и то, если даны конкретные инструкции по поиску информации. Преподаватель в начале учебного года сделал замеры по уровню мотивации к избранной профессии, оказалось, что 70% студентов имеют высокий и средний уровни мотивации к избранной профессии. Сформулируйте педагогическую проблему. Выработайте алгоритм решения педагогической проблемы и спроектируйте ожидаемые результаты. * * Диагностика школьной мотивации в 5-х и 6-м классах Главной составной частью учебного процесса является урок. Назовите одно из важных условий современного урока. «Комфорт» (от англ.- поддержка, укрепление) – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. Задание «Ассоциация» Подберите ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт». Запишите на бумаге и прикрепите в таблицу на доске. 1-я группа – подбирают ассоциации для К,О2-я группа – подбирают ассоциации для М,Ф3-я группа – подбирают ассоциации для О,Р,Т Часто можем наблюдать на уроках: однообразие учебного процесса;ответы без вопросов;инструкция – монолог;авторитарный монолог;итог – стереотипное мышление, снижение мотивации. Основой современного урока является системно-деятельностный подход- организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.Технология кейсов соответствует принципам системно-деятельностного подхода и поэтому может быть востребована в условиях введения ФГОС основного общего образования. Мотив – это либо кратковременное состояние, либо более длительное отношение или стабильное качество личности.Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности. Как сделать так, чтобы у учащихся возникла потребность в учении, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, потребность в действии, формировало их творческое сознание? Основные этапы урока: Организационный момент.Проверка домашнего задания.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.Открытие нового знания (динамическая пауза).Первоначальное закрепление нового.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.Рефлексия. Домашнее задание. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, ребенок должен включиться в деятельность.Приёмы работы:учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф;учитель настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.).ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал. Организация проверки домашнего задания Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Полнота и глубина проверки. Методика повторения, дифференциация заданий. Охват учащихся проверкой, занятость класса. Объективность оценки, аргументация отметки. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.Создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения.Формы работы: диалог, групповая и парная работа.Организация самостоятельной исследовательской деятельности.Выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. Динамическая пауза Первичное закрепление. Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.Формы: фронтальная работа, работа в парах.Примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).Методы: самоконтроль, самооценка.Необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.  Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865) Один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в. Известен как своими пейзажами, так и работами в портретной и жанровой живописи. Творческое наследие Вальдмюллера охватывает около 1200 картин. Фердинанд ГеоргВальдмюллер Домашнее задание Планирование задания на дом: объем, характер материала (тренировочное, творческое), его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность задания (задание на выбор учащихся). своевременность окончания урока. Групповая работа по теме «Классификация химических реакций» Изучив теоретический материал по учебнику и используя таблицу «Классификация химических реакций» (раздаточный материал), подготовить рассказ о классификации реакций по определенному признаку. В процессе подготовки составить схему: Признак классификации → типы реакции → примеры химических реакций. Учить надо всех на уроке и оценивать успехи, продемонстрированные на уроке. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.Вопросы:Какую задачу ставили?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать ещё?Где можно применить новые знания?   Прикрепите листок на линии в том месте, которое отражает ваше отношение к занятию и степень участия в нем:1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.2.Я научился многому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко.5. Результатами своей работы на занятии я доволен______________________не доволен. Прием рефлексии «Выбор» На что же в большей степени необходимо обращать внимание на уроке? Главное - личностное начало учителя, которое позволяет ему не просто наполнять учеников знаниями, а умело организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, постановке учебной задачи и т.д., выступая при этом в роли помощника. О чём необходимо помнить при подготовке к уроку? Тема урока – фон для формирования универсальных учебных действий.Важно учить учеников для жизни. Демонстрация мультфильма Главная наша задача: учить так, чтобы учиться хотелось и училось бы радостно и успешно. Решение Учителям при подготовке занятий учитывать требования ФГОС, теоретические и методологические основы учебного занятия, анализировать каждый его этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.Проводить уроки на основе использования технических средств с применением современных образовательных технологий. Администрации школы и учителям-предметникам использовать в работе схему анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Следующий педсовет провести по теме «Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС».