Презентация «Приёмы педагогической техники»


Приёмы педагогической техники Важным признаком современного урока является его технологичность. Педагогическая технология – это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств; «она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса». (Б. Т. Лихачёв)По смыслу она схожа с педагогическим менеджментом, который включает в себя: цель – средства – условия – результат.Технология отличается от методики тем, что она может быть воспроизводима с устойчивой результативностью, то есть с позитивными изменениями в развитии обучающихся.Методика представляет набор рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.Технология гарантирует конечность результата и проект учебно – воспитательного процесса. К числу современных образовательных технологий можно отнести: Личностно – ориентированное развивающее обучение; Проблемное обучение; Разноуровневое обучение; Проектные методы обучения; Исследовательские методы обучения; Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) ; Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, развивающих, познавательных; Система инновационной оценки «портфолио»; Технология дистанционного обучения; Здоровьесберегающие технологии; Информационно – коммуникативные технологии; Коллективная система обучения; Обучение в сотрудничестве – командная групповая работа; Технология модульного и блочно – модульного обучения; Лекционно – семинарско – зачётная система обучения. Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность обучающихся, ведущую к достижению целей обучения. Гибкую модель и технологичность современного урока обеспечивает использование приёмов педагогической техники, которые поддерживают друг друга, складываются в целое, в систему.Название приемов педагогической техники носят эвристический поисковый характер, как и их содержание. Они способствуют формированию развивающей направленности урока, активизируют мыслительную и рефлексивную деятельность обучающихся. Отвечают всем требованиям современного урока Приёмы педагогической техники.Повышение интереса к учебному материалу. Лови ошибку.Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учащимися.Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результата его решения всем классом.Здесь присутствует фантазия учителя. учащиеся могут получать задания с ошибками. 2. Повышение интереса к учебному материалу. Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста обучающимся ставиться задача – поставить к нему список вопросов.Целесообразно оговорить их минимальное число. 3. Повторение пройденного на уроке. Повторяем с контролем. Ученик составляет серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают вопросы, другие по вызову либо учителя либо спрашивающего одноклассника на них отвечают.Постепенно ученики приучаются к тому, что система вопросов перекрывала учебный материал. Иногда ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.4. Игровая учебная деятельность. Игры – тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент, когда необходимо избавиться от скуки, от однообразия. 5. Приёмы устного опроса. Опрос по цепочке. Предполагается развёрнутый, логический, связный ответ.Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа.6. Приёмы письменного контроля. Фактологический диктант. Диктант проводится по базовым вопросам (даты, понятия, исторические названия). Работа ведётся в высоком темпе. «Головоломки»1. Начав движение по этому полю с правого верхнего квадрата, ходом шахматного коня пройдите по клеточкам, на которых написаны слоги. Если сделаете все правильно, то прочтете пословицу о добре. Ответ: «Кто правдой живет, тот добро наживет». 2. Вставьте вместо вопросительных знаков гласные буквы и вы прочтете высказывания китайского философа Чжуанцзы о добре. Ч?л?в?чн?сть, к?т?р?? вс?гд? д?бр?, н? с?в?рш?т д?бр? Ответ: Человечность, которая всегда добра, не совершит добра. 3. Восстановите высказывание философа Демокрита о сути безнравственного образа жизни. дурно, жить, значит, и медленно, не , невоздержанно, неразумно, но, плохо, нечестиво, умирать. Ответ: Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать. Тема «Человек и общество» 1. Приведите в соответствие: 1) власть, государство, выборы президента, избирательное право;2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля;3) классы, нации, первичные коллективы, неравенство;4) театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности. а) духовная сфера;б) социальная сфера;в) экономическая сфера;г) политическая сфера. 2. Назовите понятие, общее для приведенных ниже групп слов: а) рабы, капиталисты, феодалы;б) немцы, французы, русские;в) палка – копалка, прялка, сверлильный станок. Ответ: классы, нации, орудия труда. «Я – человек» Групповая работа – при закреплении знаний учащихся. Каждая команда (команды формируются в зависимости от наполняемости класса) должна записать как можно больше слов (существительных) – ассоциаций к слову, например, «человек». За каждое записанное слово засчитывается один балл.  «Лабиринт понятий» Дать определение понятий.1 – я группа – человек, гениальность, ценности, умозаключение, индивид, игра.2 – я группа – общество, речь, государство, талант, норма, мораль.3 – я группа – самооценка, индивидуальность, культура, поступок, воля.4 – я группа – личность, мораль, образ Я, истина, восприятие, характер.5 – я группа – самознание, самовоспитание, потребность, деятельность, мышление, производство. «Диктант»Ответить на данные предложения и утверждения «да» или «нет».1. О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным поступкам, а по повседневной жизни. 2. Люди достойны любви, несмотря на все их недостатки. 3. Воля – стремление поступать по – своему во чтобы то ни стало. 4. добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным. 5. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели, которую он себе избирает. 6. Способности – врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. 7. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. 8. Счастье – это подарок судьбы, случайность, радостная неожиданность, а потому требует от человека не усилий, а терпения в ожидании его. 9. Убежденность – особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по – своему, вопреки советам других. 10. Золотое правило нравственности гласит: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». «Диктант»Ответить на данные предложения и утверждения «да» или «нет».1. О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным поступкам, а по повседневной жизни. Нет 2. Люди достойны любви, несмотря на все их недостатки. Да 3. Воля – стремление поступать по – своему во чтобы то ни стало. Нет.4. добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным. Да. 5. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели, которую он себе избирает. Да. 6. Способности – врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. Нет. 7. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Да . 8. Счастье – это подарок судьбы, случайность, радостная неожиданность, а потому требует от человека не усилий, а терпения в ожидании его. Да.9. Убежденность – особенность поведения человека, выражающаяся в его стремлении во что бы то ни стало поступать по – своему, вопреки советам других. Нет.10. Золотое правило нравственности гласит: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». Да. «Вставь слово» № Пословицы и поговорки Ответ 1 … - это уголь: не обожжет, так замарает 2 Откладывай …, да не откладывай дела. 3 … глаза колет 4 … дружбой, а служба службой 5 За …, за честь хоть голову снесть 6 Где хотенье, там и …. 7 Старый … лучше новых двух 8 Птице – крылья, человеку - … 9 … и труд все перетрут 10 Не дорог подарок, дорога 11 … не порок 12 … - дело наживное 13 Труд человека кормит, а … портит 14 … города берет 15 Худой … лучше доброй ссоры № Пословицы и поговорки Ответ 1 … - это уголь: не обожжет, так замарает Клевета 2 Откладывай …, да не откладывай дела. Безделье 3 … глаза колет Правда 4 … дружбой, а служба службой Дружба 5 За …, за честь хоть голову снесть Совесть 6 Где хотенье, там и …. Уменье 7 Старый … лучше новых двух Друг 8 Птице – крылья, человеку - … Разум 9 … и труд все перетрут Терпенье 10 Не дорог подарок, дорога Любовь 11 … не порок Бедность 12 … - дело наживное Знание 13 Труд человека кормит, а … портит Лень 14 … города берет Смелость 15 Худой … лучше доброй ссоры Мир Закрепление темы «У роковой черты». (обществознание, 8 класс)Вопросы и задания.1. Распределите по степени значимости следующие причины экологических проблем:а) бизнес и индустрия;б) плохие технологии и расточительство;в) невежество граждан;г) равнодушие правительства к этим проблемам;д) перенаселение;е) бедность развивающихся стран. Ответ: г, б, д, а, в, е 2. Установите причинно – следственные связи указанных процессов и явлений, постройте логическую цепочку.а) Увеличение вредных промышленных выбросов;б) производство экологически «грязных» продуктов питания;в) накопление вредных веществ в культурных растениях;г) нарастание масштабов хозяйственной деятельности человека;д) возникновение у людей болезней, вызванных состоянием окружающей среды;е) загрязнение воздушного бассейна, рек, почв;ж) увеличение патологических отклонений у домашнего скота;з) исчезновение отдельных видов промысловых рыб. зг а е в ж б д  3. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Что такое кризис и катастрофа? Дайте определение понятий. Что из перечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что – к катастрофе?а) Разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;б) авария на Чернобыльской АЭС;в) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки;г) пересыхание Арала;д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов. Ответ: кризис – это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку; катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов. Кризис – а, в, б; катастрофа – б, г.   1. В какой стране самыми популярными были слова: «Увеличение славы нашей империи»?а) Индияб) Китайв) Япония 2. В какой стране проводились «сто дней реформ»?а) Индияб) Китайв) Япония 3. Какое государство выбрало «путь ненасильственного сопротивления»?а) Индияб) Китайв) Япония 4. Кто из перечисленных исторических деятелей лишним в данном перечне и почему?Сунь Ятсен, Мохандес Ганди, Юань Шикай, Чан Кайши, Мао Цзэдун. 5. Какая война азиатского региона рассматривается как часть Второй мировой войны?а) японо – китайская война (1937 - 1945);б) японо – индийская война (1938 - 1945);в) индо – китайская война (1939 – 1945). Япония Китай Индия Мохандес Ганди Японо-китайская война (1937-1945) Тест по актуализации знанийтемы «Страны Восточной Европы»