Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе.


Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе.Из опыта работы учителя высшей категорииМБОУ «школа-интернат №2»Абашкиной Светланы Владимировны «К чему вы готовите вашего сына ?- кто-то спросил меня.Быть человеком,- отвечал я.Разве вы не знаете,- сказал спрашивающий,- людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие.Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди. Н.И.Пирогов Проблемы учеников коррекционной школы:- высокая утомляемость-нарушение высших психических функций,- ограниченный круг общения Изъяны семейного воспитания*Фрагментарность*Противоречивость*Непоследовательность*Риск передачи деструктивных моделей поведения.

Противоречивое ,разнонаправленное воздействие семьи , школы и социума дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии. МБОУ «Школа-интернат №2» Г.о.Электросталь



Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения:а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения) Интегрирование делится на вертикальное и горизонтальное.Горизонтальное- интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения. Вертикальное- интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения. Интеграция выполняет ряд функций в обучении: Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. В своей работе, стараюсь использовать адаптированную мной форму интегрированного обучения в коррекционной школе, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Практической значимостью моей работы будет создание серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания. «…именно интегрированное обучение является образованием будущего, т.к. современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.»И.М. Фролов «Интеграция- это ведущая тенденция обновления содержания образования. Она выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств .Где процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.»И.Ю.Алексашина Межпредметные связи раздела «Зимние явления в природе».№ТемаМежпредметные связиРеализация межпредметных связей1Зимняя экскурсияЧтение и р.р.ИЗОВ. Бианки. Книга зимы.Рисование на тему: «Зима в моём представлении».2Зимние явления в неживой природе.МузыкаЧтение и р.р.ИЗОН. Римский-Корсаков. Снегурочка. Л. Воронкова . Снег идёт. Рисование узора из снежинок.3Растения зимой.ИЗОЧтение и р.р.Труд Рисование на тему: «Деревья зимой».В. Сухомлинский. Зайчик и рябина. Составление композиции по образцу из природного материала на тему «Деревья зимой».4Животные зимой.Чтение и р.р.ИЗОМузыкаН. Сладков. Зимний запас.Иллюстрирование прочитанного рассказа о животных.Л. Книппер. Почему медведь зимой спит. Межпредметные связи раздела «Летние и осенние явления в природе».№ТемаМежпредметные связиРеализация межпредметных связей1Осенняя экскурсияМузыкаИЗОТруд Р. Шуман. Первая утрата из альбома для юношества.Рисование в полосе узора из листьев и ягод.Поделки из природного материала.2Осень пришлаМузыкаЧтение и р.р.Физкультура П. Чайковский. Осень.Г. Скребицкий. Художник – Осень. Закаливание организма осенью.3Растения летом и осенью.ИЗОЧтение и р.р.МузыкаТруд Рисование на тему: «Деревья осенью».И. Соколов – Микитов. Русский лес.Слушание музыки, имитирующей ветреное состояние природы. Составление композиции по образцу из природного материала.4Насекомые и птицы летом и осенью.Чтение и р.р.ИЗОТруд Г. Снегирев. Кто сажает лес.Рисование с натуры скворечника.Изготовление кормушки.5Дикие животные осенью.Чтение и р.р.Развитее устной речиТрудВ. Бианки. Белкина сушильня.Составление рассказа о диком животном по плану.Поделки из природного материала.6Домашние животные осенью.Чтение и р. р.Письмо и р. р.Внеклассное чтениеЯпонская сказка. Добрый крестьянин.Списывание с печатного текста «Наш конь».Б. Житков. О животных.7Труд людей летом и осеньюЧтение и р.р.ТрудИЗОРусская народная сказка. Вершки и корешки.Работы на пришкольном участке.Рисование на тему « Труд людей осенью». Межпредметные связи. Чтение и развитие речиТрудовое обучениеРазвитие речиМатематикаИЗОПисьмо и развитие речи








Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе начинаю:1.С четкого определения для себя цели проведения интегрированного урока.2. С пересматривания содержания изучаемого материала.3.Выявление одинаковых тем и объединение их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Проведенные мною интегрированные уроки :* «Математика» и «трудовое обучение» по теме: «Путешествие в страну треугольников. Аппликация из геометрических фигур»«Письмо и развитие речи» и «Ознакомление с окружающим миром» по теме: «Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. Животные леса»« Чтение и развитие речи» и «ИЗО» по теме: «Обобщение по теме: «Весна –красна». Дифференциация изученных орфограмм»Обучения грамоте и Развитие речи по теме «Согласные звуки [С] [С’], буквы С с. В саду и в огороде»«Ознакомление с окружающим миром.» и «Трудовое обучение» в 3 классе по теме : « Красная книга природы. Изготовление «Красной книги»«Математика» и «ОБЖ» по теме: «Мои безопасные каникулы. Решение примеров и задач на пройденные темы»

Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин.