Презентация на тему:Использование сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ДЦП


Использование сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ДЦП.Сенюшкович Татьяна Ярославовна,учитель-логопед МБДОУ детского сада №18 г.Иркутска Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Мотивационная сфера:В работе с детьми с ДЦП коррекционное воздействие строится в сочетании традиционных методов с нетрадиционными, одним из которых является сказкотерапия. Мы с ребятишками создаём собственные книжки по поставленным сказкам,- для нас это и является неотъемлемой мотивационной частью в процессе коррекции речи с помощью сказкотерапии. Этапы коррекции речи с помощью сказкотерапии:1 этап. Формирование предпосылок к восприятию сказки. Показ и обыгрывание коротких сюжетов с речевым сопровождением.2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов кукольного театра. 3 этап. Обучение запоминанию сюжета сказки. Показ-рассказ сказки с использованиемплоскостных,предметных изображенийна фланелеграфе.4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом иллюстраций, театрализация элементов сказки. 5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом. Постепенное включение детей в драматизацию со сменой ролей. Анализ опыта работы показал, что сказки В.Сутеева зарекомендовали себя как доступные для восприятия дошкольниками с ДЦП и их перевоплощения в образ героя. Коррекционная работа проводится по программе И.А. Смирновой и Л.Б. Баряевой. Одна из главных задач для педагога - сформировать интерес у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату игровой деятельности. Форма проведения театральных игр может быть подвижной, меняться в зависимости от поставленных задач. Игры целесообразно проводить небольшими группами и индивидуально. В игре необходимо дать возможность ребёнку потрогать, ощупать, близко рассмотреть кукол и костюмы. На этапе, когда дети начнут проявлять интерес к игре, продолжаем учить: подражать действиям взрослого уже с театральными куклами, плоскостными и объёмными изображениями, с помощью движений, мимики, голоса создать ту или иную роль. Учитывая, что у большинства детей дошкольного возраста с ДЦП имеются выраженные нарушения двигательных функций, используем приём совместных действий. С помощью этого приёма ребёнку даётся возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, Создать кинестетический образ, сосредоточить на нём свое внимание. Во время проведения театральных игр с детьми с ДЦП, имеющими постуральные (двигательные) расстройства, могут быть использованы ортезы-сидения и ортезы-вертикализаторы, которые используются в современном протезировании и позволяют детям с помощью взрослых участвовать в доступных для них театральных действиях. Полученный детьми опыт и накопленный в ходе занятий достаточный словарный запас обеспечивают понимание ими содержания сказок, стихотворений, а в дальнейшем и арифметических задач, временных и пространственных представлений, позволяют проявлять себя в последующей самостоятельной театрализованной игре. Применяемые нами приёмы сказкотерапии позволяют детям с нарушением опорно-двигательного аппарата получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи. Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета проблемы развития ребенка с ДЦП сглаживаются, происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно, естественно, начинает доверять специалисту. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.