Презентация к уроку русского языка Основные нормы научного стиля


Материалы к уроку русского языка. Стилистика. Курс 10 класса. Учебное пособиедля общеобразовательных учреждений1-е издание Пилотный вариант параграфа «Основные нормы научного стиля» Девиз параграфа: Знание особенностей научного стиля = соблюдению его норм Повторение: Назовите подстили и жанры научного стиляПодстили: научно-деловой, научно-технический, научно-публицистический, учебно-научный.Жанры научного стиля:реферат, доклад, рецензия, статья, диссертация, аннотация, монография, лекция. Закончите фразу:Научный стиль обслуживает сферу…… научного знания.Основная его функция – ……- сообщение информации, доказательство ее истинности.Грамматические особенности научного стиля определяются……отвлеченностью и логичностью изложения. Запомните: научный стиль – это регламентированность + нормативность! Нормы словоупотребления: слово должно употребляться с учетом его лексического значения и лексической сочетаемости, стилистической окраски!Грамматические нормы ориентируют на знание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения!Синтаксические нормы предполагают четкость синтаксической организации текстов! Стилевые нормы определяют употребление в этом стиле определенных слов, выражений, форм. Лексика: термины, терминологические сочетания, однозначные слова, повторяемость ключевых слов, отсутствие образных средств. Морфемика: интернациональные корни, префиксы, суффиксы. Суффиксы, придающие слову отвлеченное значение. Морфология: отглагольные существительные, глаголы 3 лица ед. и мн. числа; краткие причастия; отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа. Синтаксис: прямой порядок слов; односоставные предложения (безличные и неопределенно-личные); сложные предложения, синтаксические конструкции. Практикум: «Суха, мой друг, теория везде,А древо жизни пышно зеленеет» 1) Задание ? уровня:Расставьте знаки препинания, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи.Глицерин это органическое соединение трехатомный спирт алифатического ряда сиропообразная бесцветная жидкость которую получают омылением жиров или синтетическим способом. 2) Задание ? уровня : Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, сомножитель, бурение, сверление, буксировка, сверхгенератор, контр-адмирал, антитело, суперфильтр 3) Задание ? уровня: Вставьте пропущенные буквы, объясните лексическое значение выделенных терминов: Кон..юнктура, р..ферендум, предвыборная к..мпания, т..т..литарный, к..нс..лидация, инфляц..я, дискр..минация, пр..зидент. Парадоксы научного стиля Домашнее задание № 1 : Вид из окна располагает к описанию в художественном стиле. Прокомментируйте его в научном.Домашнее задание № 2 : Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве доминанты русский фразеологизм. Домашнее задание № 3 : Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. Например: Сесть в лужу (прост. ирон., от него вторичный фразеологизм «сесть в калошу») В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. (В.Хабаров)