Презентация на тему использование ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


использованиеОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СМИРНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ГБОУ СОШ № 562 ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) внедрение новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Общие особенности технологий :от «наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = «решение задач», «самоорганизация»Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = «коммуникации»Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = «саморегуляция» В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. * Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения,5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технологияЦель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми * Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы:3/4 или 3/8 ? Что-то не так… А мы умеем складывать дроби? (осознание затруднения) Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби!РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ – Да, красивые рисунки делали первобытные люди! - сказал Антошка, разглядывая альбом Археолога с фотографиями наскальной живописи, - Наверное, часто первобытные художники показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов? Например, проблемная ситуация прямо в учебнике (5 кл.): – А вот это вряд ли! – заметил Археолог. – Большинство этих рисунков расположены в дальних ответвлениях пещер, и чтобы добраться до них, нужно долго идти в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие лазы. ??? Сравни впечатления Антошки и факты, приведенные Археологом – в чем противоречие, какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Зачем первобытные люди создавали произведения искусства? Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог? Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалогИнтеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора * 3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста до чтения текста – ознакомительное чтение– просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель - понимание текстовСредство - три этапа работы с любым текстом: Комфортно, когда на уроке процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтенияОбучение чтению не только вслух, но и про себяПрисвоение системы приемов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в классе)Проверка умений и навыков чтения в той же системе, в которой учим Перенос умений (работа с учебно-научным текстом на уроках по разным предметам Пример диалога с автором: Что ты, ёж, такой колючий?Это я на всякий случай.Знаешь, кто мои соседи?Лисы, волки и медведи! Б.Заходер Ёжик ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в ТЕХНОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ТЕКСТАСквозная цель образования в начальной, основной и старшей школе – воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Грамотность чтения - способность к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. «Грамотно читать» - понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном (в различных ситуациях).О полном понимании текста свидетельствует: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;выявление информации;развитие интерпретации;рефлексия на содержание текста;рефлексия на форму текста. Выпускник начальной школы осваивает ряд читательских умений: Анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;Ставить к тексту вопросы разной направленности;Отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ;Самостоятельно работать со словарем текста, семантизировать незнакомое слово;Находить и истолковывать подтекстовую информацию ;Вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтенияСамостоятельно составлять разные виды планов;Пересказывать текст подробно, сжато, творчески.В 5 классе в начале учебного года объектом контроля должны стать в первую очередь эти умения, а не темп чтения! * Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Интеллектуальные – извлекать информацию из текста Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные сужденияОрганизационные – умение работать по плану (алгоритму) * Традиции оцениванияЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе)КТО: Учитель Технология оцениванияЧТО: решение задач – оценка + отметкаКТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге Оценивание в жизниЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)КТО: Мы сами – по итогу деятельности Технология оценивания учебных успехов Цель - самооценка учеником своих достиженийСредство - коренное изменение правил (минимум) * ЧТО? КТО? Оценка = отметка Учитель Традиции оценивания Новая технология: Отметка – запродуктивные решения Самооценка ученика + в диалоге с учителем ГДЕ? Журнал +Таблица требований КОГДА? «Всегда – накопляе-мость отметок» Текущие - по желанию, Тематические - обязательны КАК? 5. 4. 3. 2. Уровни успешности:Необходимый. Программный. Макс. мини макс Полный состав правил Технологии оценивания учебных успехов : * Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.»Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? * ДНЕВНИК УЧЕНИКА «…он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела» Учит самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка)Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения)Учит планировать свои дела и проверять результаты * Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов? Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зренияИнтеллектуальные – логически обосновывать свои выводыОценочные – толерантное отношение к иным решениям СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!