Презентация по педагогике на тему: Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО


Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО«Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.» Г.А.Цукерман Цели использования групповых технологийактивное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала  эмоциональная и содержательная поддержка каждого ребенкадать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорахдать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения и возможность сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'' Задачи групповой работыАктивизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общенияСовершенствование межличностных отношений в классе  Принципы групповой работы Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся Учитывать особенности состава группы Составлять задания исключительно для совместного поиска решения Распределять роли между участниками группы Организовывать коммуникацию в группе и между группами Анализировать способ деятельности  Этапы обучения работе в группах Роли в группе Секретарь - записывает что-то от лица группыДокладчик - у доски рассказывает, что решила группаХронометрист - следит за временемЧтец- читает вслух Правила совместной работы1. Говори спокойно и ясно2. Говори только по делу3. Говори по очереди 4. Реагируй жестами и знаками5. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего6. Убедись, что в разговоре участвует каждый7. Обращайся к другу по имени Технология организации групповой работы Сформировать группы; Разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам; Организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией; Организовать проверку готовности групп;Продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы;Организовать рефлексию. Учебный классОрганизаторУчастники группыПоле организационных отношенийПроцессы самоопределения Варианты комплектования групп1 ЭТАПСлучайным образом По желанию По определённому признаку По выбору педагога По выбору лидеров 2 ЭТАППредъявление заданий одному посыльному от группы (устно или письменно) всем группам коллективно каждой группе индивидуальноТипы заданийодинаковые для всех группдля каждой группы своё Виды групповой работы:3 ЭТАП Работа в парах Мозговой штурм Игра «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Мозаичная группа (Пазлы) Прием «Зигзаг» Аквариум Мозговой штурмДелаются сообщения от каждой группыРаспределяются роли внутри группыСоблюдается жесткий регламентИспользуются для генерации идей Игра «Продолжи»Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке Мозаичная группа (Пазлы)Каждая группа изучает часть темы Класс объединяется в новые группыВ каждой новой группе обсуждают темуОбщие выводы Аквариум1. Объединить учащихся в 3-4 группы и ознакомить с заданием.2. Предложить одной из групп сесть в центре и образовать круг.3. По команде начинается обсуждение проблемы, которое приводит к общему решению за 3-5 мин. Остальные ученики слушают, наблюдают. 4. Группа возвращается на свои места, а учитель ставит классу вопрос: - Согласны ли вы с выводами группы? -. 5. Потом место в "аквариуме" занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию. Охота за сокровищами1. Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления 2. Группа отвечает на вопросы, используя учебникили дополнительную литературу  Прием «Зигзаг» Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы  Снежный комВсе учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют ихПосле этого следует работа в парахДалее две пары объединяются и работы продолжаютсяв группе из 4-х человекВ конце все учащиеся попадают в одну группу. Группы делают доклады о своей работе. 4 ЭТАППроверка готовности задания взаимопроверка проверка и добавление своего содержания в общеесамопроверка ПОДТВЕРЖДЕННАЯ ПРАКТИКОЙ ГИПОТЕЗА5 ЭТАППредъявление результата Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии!ВЫСТУПЛЕНИЕ (ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ)ПЛАКАТОПОРНЫЙ КОНСПЕКТПРЕЗЕНТАЦИЯСОЗДАННЫЙ ТЕКСТ 6 ЭТАПРефлексияобязательный этап групповой технологии! Организационная ЗнаниеваяЧто делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата); что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.тест на усвоение ЗУН Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научитьОрганизация групповой работы требует от учителя особых умений, усилийНекоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный Плюсы и минусы групповой работы Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;Нельзя формировать пару из двух слабых учеников;Групповая работа должна занимать не более 11- 20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;Нельзя требовать в классе абсолютной тишины; Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Учителю на заметку Поведение учителя во время групповой работыУчитель может: -Контролировать -Организовывать -Оценивать работу -Участвовать в работе группы -Предлагать участникам разные варианты решений -Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации  Варианты заданий для парной и групповой работыРусский язык. Запись слов со взаимопроверкой. Составление звуковых схем слов. Составление схем предложений. Работа с карточками в парах сменного состава.Разбор слов по составу. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Проверка орфограмм. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана.МатематикаВзаимопроверка решений. Составление схем к задаче. Поиск способа решения: -примеров с переходом через разряд; -способов проверки результатов вычисления. Составление и решение задач: -к одной схеме на разные темы; -к разным схемам на одну тему; -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.  Портрет выпускника начальной школыНавыки самоорганиза-цииКоммуникатив-ностьИсследователь-ский интересУчебная самостоятель-ностьСаморегуляцияОтветственностьУважительное отношение к окружающим СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!