Корона русского платка. Презентация


  2015 год Корона русского платкаученицы 9 классаЕрмолаевой АнтониныРуководитель: учитель ИЗО, I категории Судакова В.В.  Обоснование выбора темы проекта.На уроках ИЗО я узнала что русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов на протяжении многих веков существования Руси, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. В русском костюме все имеет глубокий смысл и значение и мне захотелось узнать больше о роли платка в жизни наших предков. На занятиях технологии я познакомилась с таким видом декоративно-прикладного искусства как лоскутная пластика. Работа с материалами как, хлопок доставляет удовольствие. У меня появилась идея создать коллекцию сюжетных кукол в национальном русском костюме и более полно рассмотреть элемент костюма платок. В своей работе я хочу рассказать о роли платка в традиционной русской культуре и показать десять самых распространенных видов завязывания платка, передав настроение, соответствующего духу русской женщины. Задачи:Изучить историю возникновения и распространения русского платка.Выяснить из каких тканей на Руси, изготавливали платки и как их украшали. Показать традиционные способы завязывания платков на РусиНаучиться выполнять макеты кукол.Вызвать интерес к народным традициям. Цель:Создать сюжетную куклу в национальном русском костюме с характерными особенностями быта и показать манеры ношения и способы завязывания платков на Руси. История платка наРуси.Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. В старину голову покрывали полотенцами, которые назывались убрусами. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. Обычай покрывать голову полотенцами существовал в некоторых местах России еще и в ХIХ веке.Традиции русского платка напрямую связаны с праздником Покрова Богородицы, существующим только в русской православной церкви. На Руси образ замужней красавицы был немыслим без головного убора. Платок на её голове означал перемену социального статуса на замужний. Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. На Руси во второй половине XIX века производство платков на «жаккардовых» станках приняло массовый характер. Украшали узорами и ткаными полосами. В XIX веке уже было известно украшение тканей набивным способом. Чтобы ускорить процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься. В XVII веке набойкой для себя и на продажу занимались нижегородские кустари.Технологии изготовления и украшения платков. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Основой будущей текстильной промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.Технологии изготовления и украшения платков. Первые мануфактуры по изготовлению платков.Мануфактура, начавшая выработку шалей, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А.Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д.Колокольцева. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х гг. XIX века. Классификация платков на Руси На Руси носили шали, полушалки, платки и подшалки такая классификация платков, причем с вариантами объяснений, бытовала у жительниц Алтайского края: шаль и полушалок обязательно должны быть с кистями, полушалок меньше размером, чем шаль, платок без кистей, может быть и одноцветным и многоцветным, подшалок – с рисунком в углу.платокподшалокшаль Традиционные способы завязывания платков на Руси.Существовало десять способов завязывания платка, которые существовали на Руси уже несколько веков, но все еще встречаются в наше время и прослеживаются в современных способах ношения это:Повойник-головной убор замужних женщин - состоял из мягкой шапочки и платка. Изготавливался из холста, ситца, шелка и атласа. Шапочка всегда накрывалась платком – шелковым и кашемировым в праздники, холщевым, ситцевым, сатиновым – в будни. Выходить на улицу в одной шапочке, без платка, или находиться так дома при постороннем человеке считалось очень неприличным. Он был широко распространен в Сибири. В прошлом веке он превратился в головной убор пожилых женщин. Некоторые бабушки, а порой молодайки, особенно в селах, носят повойник поныне. Традиционные способы завязывания платков на Руси.Ревун – шелковый платок коричнево-желтоватого цвета, в полоску или клетку. Он накидывался на голову невесты, прикрывая значительную часть лица, когда она причитала, по обычаю, во время «девичника». Затем платок набрасывали, когда невеста перед венцом дожидала жениха. Считалось, что ревун защищает девушку, выходящую замуж, от дурного глаза и нечистой силы в самый важный момент в жизниПошиши - шелковый платок, сложенный в виде широкой ленты. Его обвивали вокруг головы таким образом, что оставалась открытой макушка. Это было символом не замужества. Концы заправляли под платок с боков, а иногда их расправляли у висков. Традиционные способы завязывания платков на Руси.Комок – головной убор замужних женщин, состоящий из платка, сложенного «на угол». Два длинных конца его перекрещивались на затылке, поднимались наверх и завязывались на темени. Под него для формы что-нибудь подкладывали, обычно кудель. Этот способ особенно был распространен на Вологодчине в конце XIX – начале XX веков.Моршень - головной убор замужних женщин. Когда – то он состоял из шапочки, закрывавший волосы, и платка. Характерной особенностью были высокое «очелье» и конусообразное возвышение над теменем. Женщин, использующих в костюме национальные, русские элементы, не только на гулянье в Масленницу, но и в любом месте можно встретить в моршне. В начале прошлого века моршень практически не носился, но название для высоко скрученного платка осталось. Традиционные способы завязывания платков на Руси.Покрытка – этот вид завязывания платка носили замужние женщины с конца XIX и до второй половины XX века. Один платок завязывался концами на темени. С двух сторон подкладывались под платок длинные жгуты из холста, чтобы голова казалась больше. Поверх этого платка надевался еще один, который завязывался под подбородком.Плат – можно было увидеть на молодых и замужних женщинах, хотя его носили в основном старообрядки. Закладывали платок под подбородком на булавку, причем его обычно не складывали по диагонали, повязывали кромкой по лбу Традиционные способы завязывания платков на Руси.Складка – головной убор девушек и молодых женщин. Платок складывался по диагонали в неширокую полосу. Спереди в складку вставляли картон-грамотку, который придавал ей жесткость. Складку повязывали на лоб, узел затягивали на затылке.Мартушка более всего напоминает распространенную сегодня бандану. Платок повязывается без шапочки, как молодыми, так и старыми женщинами с начала XX века. Традиционные способы завязывания платков на Руси.Кулечек - самый любимый способ ношения головного убора. Дошел до нашего времени. Носили его все слои народа, слегка модифицируя подбирая или нет у висков Изучив историю русского платка я принялась за работу Организация рабочего места и техника безопасности. Организация рабочего места и техника безопасности.Для работы над проектом у меня есть все необходимое: рабочий стол, швейная машинка, утюг, гладильная доска. Работать с этими изделиями труда не составляет так, как знания работы и технику безопасности на швейной машинке и утюгом приобрела на уроках технологии. Работать с тканью приобрела на школьном кружке «лоскуток». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№НаименованиеКоличество на 1 единицуЦена (за 1 м.), (шт.) руб.Всего ( руб.)1.ткань цветная20 Х50см.5052.ткань белая10 Х30см.501.703.тесьма1 м224.нить для волос0,3 315.бисер20шт.51 Итого:10.70Экономическое обоснование проекта расчет себестоимостиСтоимость закупленных материалов составила 200 рублей, а стоимость израсходованных материалов 170 рублей.Следовательно, себестоимость моего проекта составляет 170 рублей. Следовательно, моя проектная работа экономически выгодна, так как, потратив 170 рублей на расходные материалы, я получила коллекцию кукол. И вот что у меня получилось.КулечекПокрыткаСкладкаКомокПошиши МоршеньПлатМартушкаПовойникРевун Заключение.Работа над проектом мне принесла удовлетворение. Я много нового узнала о появлении платка на Руси, о его создании, о том какие существовали традиции ношения платка, и какую огромную значимость имел в костюме русской женщины.Я научилась из подручных материалов создавать макеты кукол. В своих работах я старалась передать частичку истории. Каждый способ повязанного платка, несет добро и мудрость наших предков, начиная с юности до пожилого возраста. И я думаю, что такие поделки, которые расскажут о значимости каждого способа завязанного платка на голове русских женщин, вызовут интерес не только у детей, но и у взрослых. Для учащихся такие куклы послужат хорошим объектом труда, для учителя - наглядным пособием при изучении традиционного русского костюма.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!