Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения


Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Цели: Формировать умение производить синтаксический разбор предложения; Развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации в различных типах предложений. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.- Перечисление одновременных событий:« Солнце не показывалось четыре дня, ветер перемешивал водяную пыль с потоками проливного дождя».- Простые предложения не имеют тесной смысловой связи или имеют осложняющую конструкцию:«Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидел никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него». Конструирование предложений:Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром. Ставится двоеточие:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Как проверитьПримеры с проверкой1. Если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения).Можно вставить союзы А ИМЕННО, ТО ЕСТЬПредметы потеряли свою форму: всё сливалось в серую массу.Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось в серую массу.2. Если второе предложение дополняет первое.Можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д.Пётр оглянулся: котёнок топал за ним.Пётр оглянулся и увидел, что котёнок топал за ним.3. Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.Можно вставить союз ПОТОМУ ЧТОМальчик был счастлив: ему подарили велосипед.Мальчик был счастлив, потому что ему подарили велосипед. Выполните тест:Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие:Поезд ушёл его огни исчезли.На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.Не бойтесь вас подстрахуют. Ставится тире:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Как проверитьПримеры с проверкой1. Если простые предложения противопоставлены друг другу.Можно вставить союзы А, НО, ДА(=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.Один ушел – другой пришел.Один ушел, зато другой пришел.2. Если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат.По смыслуОн упал – все засмеялись.3. Если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во втором.Можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАКЛес рубят – щепки летят.Когда лес рубят, щепки летят. Ставится тире:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Как проверитьПримеры с проверкой4. Если второе предложение содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.Можно вставить наречие ПОЭТОМУОн победил – как не радоваться!Он победил, поэтому как не радоваться!5. Если второе предложение содержит сравнение.Можно вставить союзы КАК, СЛОВНО, БУДТОи т.д.Глянет – к земле пригвоздит.Глянет, словно к земле пригвоздит.6. Если второе предложение является присоединительным предложением.Можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.Всё небо в тучах – плохая погода.Всё небо в тучах, такова плохая погода. Порядок синтаксического разбора. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы.Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно - изъяснительные, сопоставительно - противительные, условно-временные, следствия).Разобрать каждую часть как простое предложение.Составить схему предложения. Выполните задание:Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветви берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Рефлексия.Договорите предложение - рефлексию: ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).Я понял(а): (дополнение).Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) Домашнее задание.Выучить порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения; записать 5 БСП с разными знаками, сделать синтаксический разбор 2-х предложений.