Работа на тему Трудовая деятельность как ведущий фактор всестороннего развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


Тема: Роль воспитателя в формировании профессионального самоопределения.Выполнил работу: Янцева Татьяна Федоровна, воспитатель, ГОУ ТО «Новомосковский центр»2015 – 2016 учебный год. 1. Вступительное слово.2. Практический блок «Все профессии нужны , все профессии важны».А) Подбери примеры профессий.Б) Найди профессии.В) Оцени профессии.3. Информационный блок «Самый лучший выбор».4. Заключительная беседа. -расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;-побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни. Воспитатель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старыми. Закрываются предприятия, сокращают работников. Воспитатель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:Человек-природа.Человек-техника.Человек-человек.Человек-знаковая система.Человек-художественный образ.Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа. Ответы детей. Воспитатель. Как в капле воды можно увидеть море, так в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:-школьная парта;-школьный учебник;-булочка;-фарфоровая чашка;-джинсы.Воспитатель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. Какие профессии повторяются? О чем это говорит? О том, что на них есть спрос, это нужные профессии. Но людей этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям причислим и…(учителя, врача, сантехника…).Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает – это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны. Воспитатель. Профессии врача, учителя, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий: - нужные науки ( образование, здравоохранение, экономика, право); - полезные науки ( сельское хозяйство, физика, биология, математика); - щегольские или увеселяющие, науки (литература и искусство); - тщетные науки (алхимия, астрология); - вредительские науки (колдовство).Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие – к щегольским и увеселяющим, а какие – к вредительским и тщетным? Дети отвечают. Воспитатель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел-граница». Значит нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. №1 №2 №3 надо хочу могу надо могу хочу нанннннна хочу могу В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы – реальные, конкретные, позитивные.В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда прямо сейчас. Посмотрите на эти рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга – очень много точек соприкосновения. Воспитатель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание:Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами она не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№ 2.)Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии востребованы сейчас везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№ 3.)Воспитатель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность надо у всех одинаковая, значит все дело в наших «хочу» и «могу»?Ответы детей.Воспитатель. Что бы вы посоветовали Тани и Лене?Ответы детей. Воспитатель. Есть в русском языке хорошее выражение – «найти себя». Как вы его понимаете?Ответы детей.Воспитатель. Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? Мнение детей.Действительно, поиски себя – это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2006.