Обогащение словаря дошкольника посредством устного народного творчества


выполнила: учитель-логопед Некрасова Е.В. Обогащение словаря дошкольника посредством устного народного творчества Эпиграф«Не условным звукам только учится ребенок,изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель,оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историейи стремлениями , как ни мог бы познакомить, ни один историк: оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик: оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых конечно,не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К. Д. Ушинский Актуальность 1. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с людьми других национальностей у подрастающего поколения.2. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Значение использования устного народного творчества в работе с дошкольникамиПервое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Одна из целей образовательной деятельности детского сада:формирование духовно-нравственной личности воспитанников. Задачи, решаемые при использовании устного народного творчества. 1. Воспитание у дошкольников нравственных чувств патриотизма через знакомство с богатым опытом русских традиций, представленном в произведениях устного народного творчества.2.Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.3.Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.4.Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха. Виды устного народного творчестваКолыбельные.Пестушки.Потешки.Прибаутки. Приговорки. Пустоговорки.Загадки.Сказки.Считалки.Частушки.Чистоговорки. Дразники.Нелепицы. Чепуха. Небывальщина.Заклички.Пословицы. Поговорки.Скороговорки.Былины. Притчи. КолыбельныеКолыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни.          Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем миреГрамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы.К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп , наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.             Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.       Пестушки, потешки, приговоркиПестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка,Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Приговорки - словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане: С гоголя - вода, С младенца - худоба! Укатись вся. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать (например, потешку про заиньку, где однокоренными словами будут: зайка-заинька, серенький - серый). С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетание – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией ЗагадкиЗагадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.          Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.          Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".    Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Сказки. Сказка является сугубо педагогическим жанром,     выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей.Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого.Сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса.Сказка отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно – вещную атрибутику. Таким образом, сказка обучает, предупреждает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. СчиталкиСчиталки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы судьба распоряжается распределением ролей.Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Частушки Частушка — короткая рифмованная песенка, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняю­щейся полуговорком в характерной звонкой манере. Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частуш­ке, собирание и сочинение частушек — для детей старшего воз­раста. ЧистоговоркиЧистоговорка – слагается для упражнения в чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются одинаковые звуки.Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки небольшие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки - чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.Чистоговорки можно использовать для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.Таким образом, чистоговорки развивают и совершенствуют речевой слух, развивают фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение. ДразнилкиНародные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Содержание традиционной народной дразнилки – нелепица, перевёртыш. Дразнилки все искажения – звуковые, смысловые, образные действия – приписываются тому, кого дразнят. В ней сочетаются смех, веселье, дураченье посторонних: того кто кричит дразнилку, и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению.Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. Нелепицы, чепуха, небывальщинаНелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он – то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор. ЗакличкиЗаклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребенка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке,На овсяном снопочке,На ржаном колосочке! Пословицы и поговоркиПословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком  и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми. Но «одна речь не пословица: как всякая притча»,  полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу не отличишь от поговорки.Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости служат в борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными принципами каждого человека.Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости. СкороговоркиСкороговорки – игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. ПритчаПритча – небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).Посредством притч можно получить доступ к знаниям законов мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания. Обобщающее значение – то, о чем говорится, можно применять к разным жизненным ситуациям. Былина Былина – героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, происходило в прошлом. Форма былины – нерифмованный стих с 2-3 ударениями. Былина – это особый жанр русского фольклора. Это повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями. Не щадя своей жизни, богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий. ВыводБольшую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание. Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений. Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками. Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом. РекомендацииПланировать в соответствии с программными требованиями на всех занятиях разные произведения устного народного творчества: стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок. Использовать и включать их на специально организованных видах деятельности, как по развитию речи, так и по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, на музыкальных и физкультурных занятиях, по формированию элементарных математических представлений, по изобразительной деятельности и конструированию, а так же использовала в игровой и предметно – практической деятельности. Спасибо за внимание