Формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников


Формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников (на материале уроков литературного чтения в 3 классе)Шейфер И.В.Научный руководитель: к.п.н., доцент Шункеева О.А. Цель исследования: выявить методические условия, способствующие формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников. Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе. Предмет исследования: формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников.Гипотеза исследования: если учитывать аспекты оценки грамотности чтения, такие как: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста, то овладение ими будет способствовать формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников. В соответствии с целью данного исследования можно определить следующие задачи:изучить психолого – педагогическую литературу по проблемам формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников;изучить методическую литературу по формированию функциональной грамотности младших школьников;выявить уровень функциональной грамотности по чтению младших школьников;на основе изученной литературы разработать методику формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников;проверить эффективность разработанной методики на практике. Теоретической и методологической базой исследования явились труды педагогов и психологов: - по развитию детей С.Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского- по усвоению знаний и развитию детей Б.Блума - по совершенствованию чтения младших школьников М.И. Омороковой-по восприятию младшими школьниками литературных произведений О. И. Никифоровой и Л. Рожиной- по развитию речи учащихся в начальной школе М.Р.Львова и Т.Г. Рамзаевой - по методике формирования функциональной грамотности Г.А. Рудика и А.А. Жайтаповой. Научная новизна и практическая значимость: в процесс обучения чтению в начальных классах (3 класс СШЛ № 27) вводится система упражнений по формированию функциональной грамотности младших школьников. Рекомендуемая система в работе имеет практическую значимость для учителей начальных классов и всех тех, кто занимается функциональной грамотностью по чтению младших классов. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Психолого-педагогические основы функциональной грамотности по чтениюИсторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.В толковом словаре Евремовой Т.Ф. грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.По мнению Ковалевой Г.С., слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Функциональная грамотностьграмотность в чтении и письмеграмотность в естественных наукахматематическая грамотностькомпьютерная грамотностьграмотность в вопросах семейной жизниграмотность в вопросах здоровьяюридическая грамотность 3 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 6 5 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 6 3 - читательской грамотности. Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников,  готовых  адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28, 6 %); В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, Н. С. Карпинской исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком.М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений. Н.Д. Молдавской был выдвинут критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения. Этот критерий учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Логические приемыПримеры заданийуровень - знаниеСоставить список, выделить, рассказать, показать, назватьуровень – пониманиеОписать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другомууровень - использованиеПрименить, проиллюстрировать, решитьуровень – анализ, синтезПроанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различияСоздать, придумать дизайн, разработать, составить плануровень - оценкаПредставить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозироватьВ 50-60 -е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний 1.2 Методические основы формирования функциональной грамотности по чтению младших школьниковОморокова М.И. предлагает задания в виде карточек которые направлены на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений: А — понимание предметного содержания текста; Б — понимание обобщенного содержания;В — понимание скрытой мысли (подтекста), вытекающей из содержания, то есть понимание основной мысли (смысла) текста; Рудик Г.А. и Жайтапова А. А в работе «Функциональная грамотность по чтению: тетрадь для самообразования и аутентичного оценивания» предложили тренинги, способствующие повышению функциональной грамотности по чтению, но разработаны для учащихся 15-летнего возраста. А.Н. Леонтьев изложил основопологающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания которые должны лежать в основе работы по развитию функциональной грамотности по чтению. Вопросами сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П. Предлагаемая система упражнений способствующая формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников:Критическое мышление«Чтение с остановками»«Вопросы к тексту» «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать»«Мозговой штурм» «Чайки»«Уголки»«Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы»«Десять вопросов по тексту». 1.3 Аспектный анализ действующей системы обучения по литературному чтению в 3 классеРезультаты анализа учебника «Литературное чтение» 3 класс 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  2.1 Выявление уровня функциональной грамотности по чтению младших школьниковВ основу проверки функциональной грамотности чтения были положены следующие 5 аспектов, свидетельствующие о понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимания его целостного смысла (20% заданий); выявление информации (20%); интерпретация текста (20%); рефлексия на содержание текста (20%); собственное мнение (20%).Формула выявления уровня функциональной грамотности по чтению N к-во правильных ответовV= ------х ----------------------------------- сл/мин T 10V - скорость чтения сл/мин. N- количество слов в тексте. T- время в мин {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1На каком дереве повис Буратино? Б) Дуб2Кого привел из леса на помощь пес Артемон?3Почему девочка сбежала из театра синьора Карабаса Барабаса?4Почему звери, птицы и некоторые насекомые полюбили девочку?5Как вы понимаете выражение «разлилась утренняя заря»? 6В какое время суток происходило спасение Буратино? Почему?7О ком идет речь «Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом.»?8 Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен._____Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон._____Четыреста серьёзных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке__1__Девочка протёрла и широко открыла заспанные глаза._____ Пудель Артемон приносил булки.9Какую пользу животные приносили девочке? Крот приносил____. Ласточки уничтожали_____. Сорока воровала_____.10Как ты думаешь, почему Артемон стал спасать Буратино? По собственному желанию он это делал?Вопросы констатирующего эксперимента Результаты констатирующего эксперимента 3 «г» (ЭК) и 3 «д» (КК) класса 2.2 Пути формирования функциональной грамотности по чтению младших школьниковКритическое мышление «Чтение с остановками»,«Вопросы к тексту»«Работа с вопросником»«Знаю, узнал, хочу узнать»«Мозговой штурм»«Уголки»«Чайки»«Логическая цепочка»«Тонкие и толстые вопросы»«Десять вопросов по тексту». {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}№ 1Что такое табакерка? Как зовут главного героя? Как называется город, в который попал мальчик? №2Как выглядела табакерка? Что происходило, когда  начинала звучать музыка в табакерке? № 3К какому жанру относится данное произведение? Как мальчик вёл себя в гостях, что можно сказать о его воспитании?№4С какой целью Одоевский написал это произведение? О чем он хотел рассказать маленьким  читателям? №5А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас? Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить?Урок литературного чтения 3 классТема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Приём «Работа с вопросником» Урок литературного чтения 3 классТема: «Поэтический родник»Прием: «Чайки»Кто?Чемоданный бегемотЧто?Когда?Как?Где? Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»  _______________________________________   уч-ся 3 класса Задание 1.Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:           олицетворение                                               волшебство           чаще стихотворное произведение                   мораль           повествование о событиях, близких к реальностиЗадание 2.Работая с баснями, заполни таблицу.Название басниГлавные героиМораль Стрекоза и муравейЛебедь, щука и ракМартышка и очки         Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились. Задание 3.         Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?» Задание 4.         Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню. На уроках внеклассного чтения также учащимся предлагалось написание проекта «Уроки дедушки Крылова» Л.Толстой «Лев и собачка»В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)Пятая строка – одно слово, синоним темы.ДружбаСвирепый дружелюбнаяСобачка жила со львомНазвался другом - помогай в беде.Верность«Синквейн» учащегося 3 «г» класса Абдуллина Романа: Кластер ученика 3 «г» класса Волков Егора 2.3 Результаты опытно- экспериментальной работы{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Ф.И.___________________________________В каком жанре написано данное произведение? А) Рассказ Б) Повествование В) Сказка Г) Эпос2. Кто автор этого произведения? А) Г.Х.Андерсен Б) Шарль Перро В) Братья Гримм Г) А.С.Пушкин3. Почему принц долго не мог найти себе принцессу?4. В какое время суток принцесса оказалась у ворот старого короля? Какая была погода? 5. Как ты понимаешь значение этих слов?Опочивальня этоТюфяки это6. Сразу ли король и королева поверили принцессе, что она настоящая? В каком виде она перед ними появилась? 7. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте. Номер 1 уже поставлен. _____ в городские ворота постучали _____ я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках __1__ разыгралась страшная буря _____ королева взяла двадцать тюфяков и положила их на горошин 8. Как решила проверить королева принцессу? ________________________________________________________________________________ 9. Почему они решили, что принцесса настоящая? Почему она плохо спала? ___________________________________________________________________________ 10.Как вы думаете, какая должна быть настоящая принцесса? Вопросы контрольного эксперимента Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментального класса (3 «г») Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента контрольного класса (3 «д» ) КлассСредняя скорость чтения сл/минСредний уровень функциональной грамотности по чтению сл/минДоПослеДоПослеЭкспериментальный 708232 сл/мин65 (51%)Контрольный727536 сл/мин39 (8%)Сравнение результатов проведенных экспериментов