Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения в образовательной организации для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 42» Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения в образовательной организации для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениямив условиях инклюзивного образования Учитель-логопед: Голубовская Елена Викторовна Нижневартовск 2015 г. . Инклюзивное образование становится реальностью в массовой школе. Развитие современной школы требует от специалистов, педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь учащимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими  (Л.С. Выготский,  Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский,   С.А. Миронова,   Л.Ф. Спирова,   Т.Б. Филичева  и др.), психолингвистическими  (В.К. Воробьёва,  В.А. Ковшиков,  Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Алгоритм действий участников сопровождения для ребенка с тяжелым речевым нарушением Первичная встреча с семьей, выяснение образовательного запроса Ребенок, поступивший в МБОУ Классный руководитель, педагоги, воспитатель Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку в соответствии с заключением в организации питанием, организации режимных процессов в образовательном учреждении, наблюдение за здоровьем Специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог Администрация МБОУ Заключение договора о взаимоотношениях между УО и родителями (законными представителями) Медработник МБОУ Родители (законные представители), обучающиеся ПМПк Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ОУ Создание условий для ребенка во время его пребывания в УО Социальное партнерствоЦПМПК, сотрудничест-во с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственностиобучения, развития и адаптации,социализации, здоровьясбережения ребенка с ТНР. Организация комплексного сопровождения ребенка с тяжелым нарушением речи в рамках ПМПк Основной формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, выступает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), деятельность которого регламентируется нормативными документами федерального, регионального и школьного уровня. Важнейшей задачей для специалистов ПМПк является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум. Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников, защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих дополнительного внимания специалистов; определение индивидуальных образовательных маршрутов; консультирование всех участников образовательного процесса. Основные принципы сопровождения “всегда на стороне ребенка, непрерывность; системность; мультидисциплинарность и комплексный подход; работа в “команде”.  Исходя из перечисленных задач, сфера ответственности психолого- педагогического сопровождения обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, зашита прав детей. Примерный состав ПМПк1.Председатель:зам.директорапо УВР или Координатор 2.Учитель-дефектолог3. Учитель-логопед4. Педагог-психолог5.Социальный педагог6.Классный руководитель7.Медицинский работник Медицинский работник Учитель-логопед Классныйруководитель Социальный педагог Учитель-дефектолог Педагог-психолог Координатор Направления деятельности специалистов сопровождения: • диагностическое; • коррекционно-развивающее; • консультационное; • информационно-просветительское.Содержание диагностической работы включает: • первичную (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка; • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей; • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; • анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: • выбор программ, методов и приёмов обучения, направленных на развитие ребёнка до оптимального для него уровня; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей в обучениии, нарушений развития; • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся; • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни, при психотравмирующих обстоятельствахКонсультативная работа включает: • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитанияИнформационно-просветительская работа предусматривает: • различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям, педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей; • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей. В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Задачи и виды сопровождающей деятельности участников ПМПк Участники консилиума Этап подготовки к консилиуму На заседаниях консилиума Этап реализации принятых на консилиуме решений Заместитель директора 1. Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий 1. Организация работы консилиума (руководство и координация усилий всех участников консилиума) 1. Помощь учителям и воспитателям в реализации решений консилиума.2. Руководство процессом сопровождения по результатам проведения консилиума Педагог-психолог 1. Проведение диагностических исследований.2. Подготовка материалов к консилиуму 1.Предоставление участникам консилиума необходимой психологической информации об обучающихся.2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся I. Проведение развивающих, коррекционных и консультативных занятий с детьми.2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педколлективом и родителями.3. Планирование совместной работы с учителями и воспитателями.4.Выполняет рекомендации логопеда, медработника Учитель 1. Составление педагогической характеристики на обучающихся, отражающей основные показатели учебной деятельности ребенка. 2. Информация об особенностях общения учащихся со сверстниками 1. Предоставление педагогической информации об обучающихся участникам консилиума.2. Участие в разработке индивидуальных образовательныхпрограмм развития обучающихся 1. Координирующая деятельность по реализации коррекционных программ развития обучающихся.2. Осуществление коррекционных занятий с обучающимися класса Учитель-логопед 1. Обследование устной и письменной речи детей.2. Подготовка логопедического представления на обучающихся 1. Предоставление и обсуждение информации о речевом развитии обучающихся.2. Участие в разработке индивидуальных планов дальнейшей работы с обучающимися 1. Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми.2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей.3. Контроль за уровнем речевой деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе 4.Развитие подвижности органов артикуляции, развитие подвижности пальчиков рук, обогащение словаря, коррекция произношения звуков, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.5.Выполняет рекомендации психолога, медработника Воспитатель ГПД 1. Составление заключения об особенностях поведения, интересах, уровне воспитанности обучающихся 1. Участие в составлении коррекционной работы с обучающимися 1. Проведение психокоррекционных занятий с обучающимися, рекомендуемых специалистами консилиума, во внеурочное время. Индивидуальная работа по всем образовательным областям. Проведение коммуникативных игр. Учитель физической культуры I. Информация о физическом состоянии, развитии двигательных навыков 1. Выступление с данными о развитии двигательных навыков обучающихся. 1. Проведение лечебно-физкультурных занятий с обучающимися, имеющими отклонения в физическом развитии.2. Консультирование педколлектива и родителей. Сохранение и укрепление общего физического здоровья; развитие координации движений; нормализация мышечного тонуса; развитие речевого дыхания; развитие пространственной ориентировки. Нормализация психических процессов и свойств . Медработник Определяет состояние здоровья ребенка Дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников Направляет родителей на консультацию и лечение у медицинских специалистов. Контролирует своевременность прохождения назначенного лечения. Разрабатывает рекомендации педагогам. Контролирует психическое и соматическое состояние обучающихся. Проводит фитотерапевтические процедуры  Социальный педагог Выявляет социальный статус учащегося Анализирует факторы, неблагоприятно влияющие на социализацию учащихся Обучает эффективным способам социального взаимодействия. Учитель музыки Формирование координации речевого аппарата; развитие голоса и речевого дыхания; развитие слухового восприятия, совершенствование темпо-ритмической стороны речи; развитие моторных функций и пространственного праксиса.  Медработник Определяет состояние здоровья ребенка Дает информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников Направляет родителей на консультацию и лечение у медицинских специалистов. Контролирует своевременность прохождения назначенного лечения. Разрабатывает рекомендации педагогам. Контролирует психическое и соматическое состояние обучающихся. Проводит фитотерапевтические процедуры  Социальный педагог Выявляет социальный статус учащегося Анализирует факторы, неблагоприятно влияющие на социализацию учащихся Обучает эффективным способам социального взаимодействия. Учитель музыки Формирование координации речевого аппарата; развитие голоса и речевого дыхания; развитие слухового восприятия, совершенствование темпо-ритмической стороны речи; развитие моторных функций и пространственного праксиса.  Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с тяжелым нарушением речи . В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ТНРспециалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки. М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом: Первичная диагностика. ПМПк. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Разработка адаптированной образовательной программы. Реализация индивидуального образовательного маршрута. Динамическая диагностика. Оценка результатов определенного этапа сопровождения. Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях инклюзивной среды -это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.