Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников


Подготовила: Учитель – логопед Соседкина С.О.Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи на занятиях с учителем - логопедом. Логопедическая работа Развитие слухового вниманияФормированиефонематического слуха I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках . Развитие восприятия неречевых звуковреакция на звук, определение направления звука;различение неречевых звуков;различение характеристик неречевых звуков (темп, высота, громкость, длительность, ритм) Упражнения и игры на развитие слухового внимания:«Угадай, что звучит?»«Где позвонили?»«Где хлопнули?»«Что гремит?»“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”“Жмурки с колокольчиком”“Чей голос?”“Угадай по шепоту, что делать?”Звучание музыкальных инструментов. II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках.Основные образовательные задачи : сформировать у детей четкие представления о каждой фонеме родного языка; уметь давать им Характеристику; научить произносить слова различной слоговой структуры; с труднопроизносимыми фонемами; научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи. Дети, имеющие различные нарушения речи испытывают большие трудности на всех этапах коррекционной работы по формированию фонематического слуха. Поэтому использование игры, как основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяет эффективно преодолевать эти затруднения.Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях. На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.«Улиточка»Умение узнавать товарища по голосу.Улиточка, улиточка,Высунь-ка рога,Дам тебе я сахару,Кусочек пирога,Угадай, кто я?«Что шепчет?» Развитие остроты слухаВедущий дает команды четким шепотом. Например: «Руки вверх, в стороны, кругом» и т.д. «Три медведя»Научить различать реплики по высоте и тембру звучания.Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка «Найди картинку»Развитие восприятия звукокомплексов:-с опорой на зрительное восприятие артикуляции;-без опоры на зрительное восприятие(губы логопеда закрыты). Различение слов, близких по звуковому составу (На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу)«Слова – перевертыши»Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов:Зук СыскаСук ШискаШук СышкаЖук ХыскаЗюк Шишка«Рифмочки - нерифмушки»Найти похожие по звучанию слова Задачей следующего этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализаИгры, предлагаемые на этом этапе, подбираются по принципу «от простого к сложному». Сначала учим детей определять наличие /отсутствие звука в слове, затем первый звук , последний и т.д.Можно использовать такие игры как «Прочитай по первым буквам», «Поймай звук»
Затем дети должны научиться определять позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце. Обозначать можно хлопками, выкладывать бусинки, счетные палочки , природные материалы и т.д. Можно предложить такие игры, как «Где живет звук?», «Домики для звуков» и т.д.
Можно предложить детям такие игры, где нужно подобрать слова на определенный звук, игры на дифференциацию звуков.В игре “Подарки для друзей” ребёнок, четко проговаривая названия картинок, учится дифференцировать близкие по звучанию звуки [с] - [з].
Дети учатся определять количество звуков в слове, анализируя звуко – буквенный состав (согласный – гласный; твердый согласный – мягкий согласный и т.д.)На занятиях по автоматизации поставленных звуков дошкольники определяют позицию заданного звука в слове.
Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком и т.д.
Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего. Развитие фонематического восприятия продолжается на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Дети подготовительной к школе группы учатся составлять предложения различной сложности, анализируют их по словесному составу. Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития. Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи при обучении в школе. Успехов в работе!