Презентация к уроку истории Образование и культура Крыма во второй половине 19 — начале 20 века


Культура и образование в Крыму в 19 - начале 20 вв. Значительный вклад в реформирование национально-конфессиональной крымскотатарской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. И. Гаспринским были написаны популярные учебные пособия, в том числе и первый светский учебник для крымских мектебе. Для педагогов И. Гаспринским были написана методическая разработка « Рехбер Муалимин», знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения.Как отмечено Э. Абибуллаевой, в мектебах (начальных татарских школах) Крыма И. Гаспринским вводилась урочная система. Дети разбивались на классы – группы определённого года обучения, изучавшие определённые предметы. Преподавателям была предложена новая система опроса учащихся, вплоть до показательных экзаменов. Срок обучения в новых школах обычно составлял 3 года. Учащиеся, кроме основ религии и родного языка, получали первые навыки по арифметике, гражданской истории, географии, литературе. Качество обучения значительно выросло. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века. Симферопольская мужская казенная гимназияВ 1812 году в одном доме с Народным училищем, располагавшимся в доме бывшего подполковника Таврической областной прокуратуры Д. Лесли, профессором О. П. Дегуровым на собственные средства, была открыта первая в Крыму гимназия. Обучение в ней первоначально было 3-хлассным. Через некоторое время по распоряжению губернатора А. М. Бороздина для гимназии был приобретён дом у княгини Горчаковой. В 1841 году гимназия переехала в каменное двухэтажное здание по Екатерининской улице — бывший особняк генерал-майора Ревелиоти был специально куплен для неё казной..Первым директором гимназии был Ф. П. Заставский. После него, с 1865 по 1869 годы, гимназию возглавлял Е. Л. Марков — весьма известный в Крыму человек, этнограф, краевед, писатель, автор «Очерков о Крыме». 15 сентября 1875 года — министр народного просвещения, граф Д. А. Толстой отметил гимназию как одно из лучших учебных заведений Одесского учебного округа. В 1879 году директором становится Г. И. Тимошевский, состоявший членом-корреспондентом Императорского московского археологического общества. Он организовал и возглавил созданный в гимназии археологический кружок, при котором был открыт музей для сохранения археологических находок. В августе 1886 года начали проводиться массовые учебные экскурсии учеников старших классов гимназии; роль экскурсоводов выполняли, в основном, преподаватели гимназии А. И. Маркевич, преподаватель истории и географии Ф. Ф. Лашков ,Х. П. Ящуржинский. Во время проведения экскурсий преподавателями и гимназистами делались сообщения; содержащиеся в них материалы были посвящены различным аспектам крымоведения, но особое внимание уделено вопросам истории, археологии и этнографии Крыма. Напечатанные в 1888—1890 годах отчёты об этих экскурсиях стали ценными краеведческими сборниками. Учащиеся гимназии в свободное от обязательных занятий время занимались не только историей и археологией; в гимназии были свой струнный оркестр и хор, постоянно устраивались литературно-музыкальные вечера, на которые приглашались все желающие жители Симферополя. Более 25 лет, с 1 июля 1883 года, учителем русского языка и словесности работал в гимназии А. И. Маркевич; 20 лет преподавал исследователь древностей Крыма, караимский ученый-просветитель И. И. Казас; здесь преподавали И. П. Деркачев — украинский писатель, автор многих учебников и книг для детей, в том числе «Украинской грамматики для начального обучения»; Д. И. Менделеев (1855). Доктором гимназии был один из образованнейших и интереснейших людей Симферополя — Н. В. Плешков.В годы Крымской войны в здании гимназии размещался военный госпиталь, в котором работал выдающийся хирург Н. И. Пирогов.Известные ученики: Иван Айвазовский - художник-маринистНиколай и Андрей Арендт - врачиЕвгений Вульф - ботаник, географИсмаил Гаспринский (1861-1862) - редактор-издатель газеты «Переводчик-Терджиман» (крымскотат.«Terciman»), один из основоположников джадидизмаГенрих Графтио - русский инженер-энергетик, академик АН СССР (1932)Николай Державин (с отличием) - филологАнаний Зайончковский - польский востоковедАдольф Иоффе - советский дипломатИгорь Курчатов - советский физикАлександр Лаппо-Данилевский - российский историк, академик (1905).Лазарь Личкус - врач, профессор Ленинградского медицинского институтаДмитрий Овсянико-Куликовский — русский и украинский литературовед и лингвистНиколай Папалекси - радиофизик, основоположник советской радиоастрономииАлександр Спендиаров - армянский дирижёр и композиторАлександр Стевен (с отличием) - член Государственного СоветаГавриил Тихов - астроном. Во второй половине ХІХ века в Российской империи в целом и в Таврической губернии в частности разворачивается просветительская деятельность, в которой принимала активное участие местная интеллигенция. В процессе осуществления реформы образования 1863 года произошло увеличение числа образовательных учебных заведений.Система начального образования, которая сложилась в Таврической губернии в это время, включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (однокласссные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Также в неё входили ведомственные школы Министерства народного просвещения (профессиональные и национальные), а также частные школы.По данным А. Кучерганской, три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями. Как отмечает А. Дьяконов, на территории Крыма государственные национальные начальные школы создавались для детей христианского, мусульманского и иудейского вероисповеданий. Все организованные правительством школы для «инородцев», которые находились в Юго-Западном крае Российской империи, подчинялись ведомству Министерства народного образования на общих основаниях; при этом право надзора за религиозным образованием сохранялось за духовенством данного вероисповедания. Учебный план обозначенных учреждений включал следующие предметы: Закон Божий, русский язык, чистописание, родной язык, арифметику, русскую историю и географию, элементарные сведения по природоведению, пение и черчение. Закон Божий, в отличие от других предметов, преподавался на родном языке. Учителя школ для «инородцев» должны были быть русскими и иметь право на осуществление учительской деятельности.Положением о начальных народные училищах (1874 г.) отмечалось, что для учеников-раскольников, евреев, лютеран, католиков посещаемости уроков Закона Божьего являлось необязательным.В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне. Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этно-религиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма во второй половине XIX – начале XX века складывалась достаточно сложно. Многогранные исследования истории Крыма доказывают, что при доминировании одного из этносов полуострова, различных государственных систем, в любой рассматриваемый временной промежуток истории, Крым оставался многонациональным.У истоков формирования системы начальной национальной государственной школы, в которой обучались практически все представители этнических групп многонационального Крыма, стояли выдающиеся крымские просветители и гуманисты. Среди них нужно отметить: Е.Л.Маркова, И.И.Казаса, И.Гаспринского, А.Н.Дьяконова, Х.А. Монастырлы, И.П.Деркачёва, Г.Айвазовского, А.И. Маркевича.При открытии новых учебных заведений, инспектор народных училищ должен был сообщать обо всех имеющихся в этой местности учебных заведениях с указанием национального состава учеников. Эти отчёты имеются во всех очерках народного образования в Таврической губернии начиная с 1880 г. Внимание Министерства народного образования к этому вопросу было заметным. Количество учеников неправославного вероисповедания по разным местам представляют данные, которые систематически собирались по всем народным училищам и оформлялись по определённому печатному образцу. Среди данных, в частности, были таблицы, в которых заведующие учреждениями отмечали количество детей мужского и женского пола православного, римокатолического, армянского и других христианских вероисповеданий, а также иудейского, мусульманского и других нехристианских вероисповеданий. В Таврической губернии существовала разнообразная и многоликая, но не централизованная и не унифицированная система этноконфессиональных начальных учебных заведений. Они были частными, главным образом – при приходах или национальных обществах и существовали за счёт добровольных пожертвований. Тюркоязычные народы Крыма (татары, караимы и крымчаки) имели в достаточном количестве свои частные и общественные конфессиональные учебные заведения. Открывали свои школы еврейские, армянские, греческие, болгарские и немецкие общества. Немцы, чехи и эстонцы, каково бы не было их экономическое положение, при поселении на новом месте, прежде всего, заботились об устройстве молитвенных домов и училищ. Необходимость грамотности, по-видимому, крепко укоренилась в их сознании. Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания было 340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 Ива́н Константи́нович Айвазо́вский  17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер,меценат.Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских.17 (29) июля 1817 год священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII векеПосле окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей..Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».