Презентация Использование элементов сказкотерапии в урочной и внеурочной деятельности с обучающимися с выраженными нарушениями интеллектуального развития


Использование элементов сказкотерапии в урочной и внеурочной деятельности с обучающимися с выраженными нарушениями интеллектуального развитияМоисеева Е. И. Сказкотерапия-«метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром»Т.Зинкевич-Евстигнеева Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией , комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Цель использования элементов сказкотерапии: усиление потенциальных и творческих возможностей, за счёт чего происходит преодоление проблем в эмоционально-волевой сфере детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, развитие и гармонизация прежде всего эмоционально-волевой сферы. Использование элементов сказкотерапии в работе с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями стимулирует:- сенсорное развитие;- формирование элементов мыслительной деятельности;- формирование коммуникативных навыков (в том числе за счет альтернативной коммуникации);- расширение представлений об объектах окружающей действительности;- выстраивание межличностного взаимодействия в коллективе сверстников- освоение учебных предметов;- формирование и развитие социально - бытовых умений и навыков В сказке содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал;что происходит с человеком в разные периоды его жизни;какие этапы в процессе самореализации проходит человек;какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;как приобретать и ценить дружбу и любовь;какими ценностями руководствоваться в жизни;как строить отношения с родителями и детьми;как бороться и прощать. Преимущество элементов сказкотерапии перед другими методами и приемами обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;отсутствие четких персонификаций (собирательный образ главного героя);образность и метафоричность языка(каждая ситуация имеет много граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя наиболее актуальный смысл);психологическая защищенность (хороший конец);наличие тайны и волшебства(ребенок «вживается» в повествование сказки и идентифицирует себя не только с главным героем); психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям. При использовании элементов сказкотерапии как одного из методов осуществления образовательной деятельности с обучающимися должны быть соблюдены следующие требования: ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости);ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи, Произведение для рассказывания детям подбирается с особой тщательностью, учитывая возрастные особенности, время года, и ценности, которые содержат в себе данные произведения. Для показа сказки в помещении отведено особое место, специальный стол, где «живет» сказка. Приемы работы со сказкой 1)Использование сказки как метафоры; 2)Рисование по мотивам сказки;3)«Почему герой так поступил?» - активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо»;4)Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции;5)Использование сказки как притчи, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации;6)Переделка или творческая работа по мотивам сказки;7)Работа с ролевым поведением через народные игры;8) Эмоциональный анализ сказки: какие чувства испытывал тот или иной герой, ребенок соотносит свое эмоциональное состояние, переживаемое в реальной ситуации, с состоянием сказочного героя. Примеры использования элементов сказкотерапии в образовательной деятельности с обучающимися с выраженными нарушениями интеллектуального развития Развитие зрительно-двигательной и моторной координации. Что бы подготовить сказочных героев к занятию необходимо раскрасить их в раскрасках-иллюстрациях карандашами и вырезать. Можно скачать готовые шаблоны героев сказок. Материалы: цветной картон, циркуль, фломастеры, раскраска сказки, шаблоны фигурок сказочных героев. Цветные иллюстрации к сказке «Репка»; карандаши, книжка-раскраска. Учить пользоваться наглядным дидактическим материалом. Берём раскраску "Репка" и переводим головы персонажей сказки.Переведенные изображения персонажей сказки вырезаем, а затем раскрашиваем. Раскрашивание, вырезание по образцу. Вырезаем из картона полукруги, которые нарисовали циркулем.Из этих полукругов делаем конусовидные основания для голов и склеиваем. На конусы приклеиваем головы героев, предварительно их раскрасив. Для слабовидящих детей берем контрастные стаканы(либо фигуры героев контрастные по цвету-черная мышка). Развитие памяти, общей моторики, внимания. Тактильное восприятие. Развитие зрительно-двигательной и моторной координации. Пополнение словаря. Упражнение «Соедини точки. Вырежи». Эскиз кошки. Пальчиковый театр Театр фигурный Игровые наборы Упражнение с пиктограммами к сказкам «Курочка Ряба», «Колобок». (!-выстроить последовательность от начала к концу сюжета, составь сказку. ?-Чем дело закончилось. Знать алгоритм пересказа сказки) Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, используют для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при заучивании потешек. Обучающие без речи выкладывают в правильной последовательности сюжетные картинки и таблички с предложениями к ним. Выполнение простой инструкции: Покажи где колобок, дед и т.д. Чтение пиктограмм. (!-выстроить последовательность от начала к концу сюжета, составь сказку. ?-Чем дело закончилось. Знать алгоритм пересказа сказки).Упражнение с пиктограммами к сказке «Теремок». Задания: нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Задания: составить план сказки на тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, выстроить карточки по плану. Помогите детям собрать яркого зверя на полянке, расскажите о его образе жизни. Способствует развитию цветового восприятия, логического мышления и мелкой моторики. Пазл — это проверенная временем развивающая головоломка, которая тренирует усидчивость и концентрацию внимания. «Сказка в окошке». Изд-во «Антураж», книжка - панорамка. Задачи: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде. Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки, в следующий раз дует другой ребенок.. Развитие сенсорной и моторной сферы. Лесной колобок колючий-бок. Материал: дере­вянный желобок; шарик. стаканчикизверушки. Проговаривание потешек *** Вы не видели в лесуЯрко-рыжую лису?Эта рыжая плутовкаСлед свой прячет очень ловко.*** Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк) *** Посреди густого леса Нет ни дома, ни навеса,А в берлоге тесно ведь,Вот и спит зимой … ***Шел козленок по дорожке,У него устали ножки.Закричал козленок:- Ме-е-е!Постелите коврик мне-е-е! (М.Дружинина) *** Косолапый и мохнатый,Греет он в берлоге лапы. Летом любит погулятьИ зверушек охранять.А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. В чаще он лесной живет,Сладкоежкою слывет.Летом ест малину, мёд,Лапу зиму всю сосёт.Может  громко зареветь,А зовут его.. *** Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? Найди героев сказки. Вниманию ребенка предлагается цветная картинка, где среди пейзажа «спрятаны герои сказки». Вызывает мотивацию и положительное отношение к непосредственной деятельности у ребёнка.  Задание: Разложи овощи на тарелку. Понятия: больше, меньше, справа, слева. Чтение сказок, беседа по их содержанию сопровождается театром на фланелеграфе. Придумывание своего варианта сказки. «Посадили дед и баба в огороде: морковь, лук, свеклу, картофель, огурец,репу. Вырос урожай». Задание: Покажи, как мы удивляемся (огорчаемся, обижаемся, радуемся). Найди картинку, где дед удивился. Какая большая репка выросла! (где дед огорчился, что не может вытянуть репку; как все обрадовались, когда вытащили репку). Найди картинку, где волк удивился. Какой колобок хвастун! (где волк огорчился, что не может съесть колобка; как лиса обрадовалась, когда съела колобка). Упражнение. Выбор соответствующей эмоции. Радость. Огорчение. Удивление. Обида. Оборудование: Корзинка, набор овощей. Таблички со словами и словосочетаниями: справа, слева, большой и маленький овощ. «Пошли дед и баба в огород собирать урожай: морковь, лук, свеклу, картофель, репу». Задание: Разложи овощи в корзинку. Понятия: больше, меньше, справа, слева. Таким образом можно сделать следующие выводы:Использование элементов сказкотерапии в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями основана на ведущем виде деятельности указанной категории обучающихся – игровой деятельности - что удовлетворяет их особые образовательные потребности Включение элементов сказкотерапии в урочную и внеурочную деятельность стимулирует как познавательную активность обучающихся с выраженными нарушениями интеллектуального развития и формирует у них необходимые жизненные компетенции Для того, чтобы элементы сказкотерапии имели положительный эффект, и кроме обучающей функции выполняли бы и терапевтическую функцию, сказки и персонажей необходимо подбирать в соответствии с зоной актуального развития обучающегося, в соответствии с планируемыми результатами образовательной деятельности, а так же в соответствии с «проблемными зонами» каждого обучающегося в отдельности, ориентируясь на его индивидуально-личностные качества и потенциальные возможности