Обобщение педагогического опыта учителя ИЗО и черчения МБОУ Наушкинская СОШ Андреевой Ларисы Валерьевны


Обобщение педагогического опытаучителя ИЗО и черченияМБОУ Наушкинская СОШАндреевой Ларисы Валерьевны Общие сведения Год рождения: 01.05.1976 годОбразование: высшее Учебное заведение: Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 2008 годСпециальность: Народное художественное творчество Квалификация: Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель Педагогический стаж: 11 летКвалификационная категория: высшаяСроки прохождения последней аттестации: 22 декабря 2010 года Звания, награды, грамоты: Почетная грамота Муниципального образования «Кяхтинский район» нагрузка: уроки ИЗО в 5-7 классах (5 часов), черчение в 8-9 классах (4 часа), технический труд в 5-11 классах (12 часов). Внеурочная деятельность: студия декоративно- прикладного творчества «Вдохновение» 1 год - 5-6 классы (1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа); 2 год -7-8 классы (2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа), кружок «Веселая кисточка» для 3-4 класса (1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов). Методическая тема: «Осуществление компетентностного подхода в развитии креативных способностей у учащихся средних классов путем использования творческих заданий на уроках изобразительного искусства и кружковых занятиях».Тема самообразования: «Изучение и овладение новыми техниками рисования, декоративно-прикладного творчества и лепки»Реализуется на базе МБОУ «Наушкинская средняя общеобразовательная школа» п. Наушки, Республики Бурятия. Проблема До недавнего времени все задания, применяемые в школе, были нацелены на формирование, закрепление умений и навыков, которые приобретались через воспроизведение, репродуцирование. Актуальность Сегодня на смену обычным, традиционным формам работы приходит творческое задание. Творческое задание помещает ребенка в ситуацию активного действия, поиска на интуитивно- чувственном уровне тех средств, которые необходимы для создания выразительного образа в рисунке, лепке, аппликации. Именно изобразительная деятельность формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, то есть способствует воспитанию высоконравственной личности. Креативные способности - это способности позволяющие создавать новые образы без опоры на готовое описание или условное изображение. Эти способности заключаются в самостоятельном создании новых образов. Они связаны с творческой деятельностью человека. Уровень развития креативных способностей учащихся 5-7 классов Диагностика в 5 классе(тестовые задания, разработанные Полем Торренсом) Работы учащихся выполненные в конце первого полугодия. Работы учащихся выполненные в конце первого полугодия. Работы учащихся «Осуществление компетентностного подхода в развитии креативных способностей у учащихся средних классов путем использования творческих заданий на уроках изобразительного искусства и кружковых занятиях». РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ИЗО 5-7 КЛАССЫРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5-11 КЛАССЫ ПРОГРАММА ДОП, ОБРАЗОВАНИЯ СТУДИИДПТ «ВДОХНОВЕНИЕ». УРОКИ КРУЖКИ РЕЗУЛЬТАТЫ Рабочая программапо изобразительному искусствукласс - 5,6,7 Данная программа актуальна, потому что она формирует у школьников весьма важные свойства эстетически - нравственной личности. Данная программа адресована на детей с 11 до 13 лет, т.е учащимся 5-7 классов, 34 часа в год в каждом классе, по 1 часу в неделю, всего 102 часа за год.Цель обучения изобразительному искусству: воспитывать эстетически-нравственную личность учащихся, помочь познавать окружающий мир, развивая их наблюдательность, а также формировать и развивать мышление и творческий потенциал личности, формировать ключевые, предметные и надпредметные компетенции. Задачи: Образовательные: Овладение навыками работы в различном материале, отражение в рисунках и проектах единства формы и декора. Творческая работа над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры. Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), восприятие явлений действительности и произведений искусства, изучение художественного наследия.Развивающие: Развитие художественно- творческих, индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоение им методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами изобразительного искусства, прикладного искусства и музыки. Развитие мышления, статических и динамических пространственных представлений и воображения; развитие творческих способностей, глазомера, настойчивости, выдержки, упорства, целенаправленности, организованности и дисциплинированности;Воспитательные: Воспитание нравственных качеств личности, обеспечивающих успех познания материальных и духовных культурных ценностей, способность сохранять и развивать народные традиции в культуре, искусстве, возрождать все ценное, что имеется в родном Отечестве. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.Валеологические задачи: создание комфортной обстановки и гигиенических условий в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Чередование различных видов учебной деятельности, разнообразность уроков. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Наличие на уроке эмоциональных разрядок, создание психологического климата на уроке, спокойное завершение урока. Типы уроков: - Интегрированные уроки-Урок усвоения новых знаний-Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков-Урок самостоятельной работы с раздаточным материалом-Уроки - упражнения-Уроки - праздники- Уроки - импровизации. Формы работы: Общеклассная;Групповая; индивидуальная; фронтальная. Творческие задания по классам. 5 класс.1. Вид сверху «Я на ковре- самолете»;2. Эскиз украшения печи для интерьера народной архитектуры (хаты, избы);3. Создание рассказа- кувшин с использованием солярных знаков;4. Дорисуй картинку;5. Дорисуй линию.6 класс1. Выразите в форме вазы содержание: ваза для розы, ваза для одуванчиков, ваза для гладиолусов, ваза для фиалок;2. Работа на любую из тем «Мне грустно», «Мне весело», «Мне страшно»..3. Выразить слово «волшебство»: в цвете, в форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание запаха), передача словесного образа (описание словами);4. Изобразить графическую музыку Р.Корсака «Полет шмеля»;5. Передача в формальной декоративной композиции из геометрических форм: равновесия, неустойчивости, динамики, симметрии, ассиметрии, устойчивости, легкости, тяжести, ритма, движения.7 класс1. Эскиз лабиринта для игровой площадки (вид сверху);2. Эскиз рисунка ткани по мотивам природных рисунков (камней, паутины, ажура листвы, окраса ягуара, леопарда и др );3. Эскиз оформления зала для прослушивания космической музыки;4. Создать эскиз архитектурного сооружения на основе ракушки;5. Выразить слово «таинственность» в цвете, форме, линии, звуке (описание звука), в запахе (описание), слове (описание словесного образа). Технологии (игры, упражнения, кроссворды, ребусы, беседы, путешествия) дидактическая игра «Пифагор», «Волшебная мозаика»;«Дорисуй картинку»;«Рисуем настроение»;«Волшебные кляксы»;«Волшебные пальчики»;«Охотник»;«Вести с корабля»;«Сочиняем сами» ;«Вообрази себя кошкой»;«Царство Добра и царство Зла»;«Заочные путешествия»; Кроссворды или ребусы; Беседы об изобразительном искусстве. Нетрадиционные техники рисования “Печать со стекла” Ниткография “Сказочный цветок”. “Человек и его украшения” (бисер (на клей), макаронные изделия, цветная бумага, перья, кусочки ткани и шерстяные нитки, бусинки). “Обрывная аппликация”. “Мятая бумага”. “Лоскутная техника” Картина из цветной бумаги “Портрет друга” “Коллаж”. «Рисование ладошкой» «Тычок жесткой полусухой кистью». «Оттиск поролоном» «Оттиск пенопластом». «Черно-белый граттаж» Кляксография «Дремучий лес». « Набрызг» «Монотипия пейзажная». Работа над проблемой развития креативного воображения учащихся дает свои положительные результаты: за 6 лет применения творческих заданий повышается не только уровень развития креативного воображения, но и одновременно растет качество знаний и уровень обученности учащихся. Результат диагностики уровня развития креативного воображения учащихся 7 класса, закончивших обучение по программе «изобразительное искусство» (2007-2011 уч. год). Примеры тестов применяемых для определения уровня развития креативного воображения. На какие предметы похожа картина. Доработай рисунок. 2.Какого цвета: Зима- Злость- Ненависть- Любовь- Доброта- Мама- Гордость- 3.Дорисуй фантастическое животное. Качественный и количественный состав ученического коллектива и его динамика за период с 2008 по 2011 учебные года по изобразительному искусству Студия декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ВДОХНОВЕНИЕ», ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕНИИ С ИСКУССТВОМ ВЫБРАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ С каким настроением Вы собираетесь на занятия студии ДПТ «Вдохновение»? С радостью, интересом, воодушевлением 7 Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем 2 Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого хотят мои родители 0 Настроение появляется уже на занятиях в доме творчества 2 Нравится ли Вам заниматься в студии ДПТ «Вдохновение»? Нравится 12 Не совсем 0 К сожалению, не нравится, но приходится заниматься 0 Как Вы думаете, поможет ли посещение студии ДПИ «Чудо мастера» определиться Вам с выбором будущей профессии? Да, поможет 2 Может и нет, но мне нравится посещать кружок (секцию), заниматься любимым делом 7 Не знаю, время покажет 3 Нет 0 Результаты диагностики уровня исполнительских навыков воспитанников студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение». Оценка диапазона освоенных практик. Знанияиумения работа кисточкой и карандашом основные и дополнительные цвета форма, пространство техника работы акварелью простейшие способы лепки Умение работать кисточкой и карандашом № п/п Фамилия, Имя. октябрь февраль 1 Аббасова Аля 2 4 2 Быкова Виоллета 1 3 3 Воронина Даша 1 2 4 Жаркая Ксения 1 4 5 Кузьмичев Егор 0 2 6 Лазарева Полина 1 3 7 Лапкаева Лиза 1 2 8 Макарова Яна 1 4 9 Пестерева Ксюша 2 4 10 Тюрюханов Даниил 1 3 11 Усольцев Алеша 1 4 12 Хайдукова Оля 1 3 № п/п Фамилия, Имя. октябрь февраль 1 Аббасова Аля 3 5 2 Быкова Виоллета 2 3 3 Воронина Даша 1 3 4 Жаркая Ксения 3 4 5 Кузьмичев Егор 1 2 6 Лазарева Полина 3 4 7 Лапкаева Лиза 1 2 8 Макарова Яна 3 4 9 Пестерева Ксюша 3 5 10 Тюрюханов Даниил 1 3 11 Усольцев Алеша 1 4 12 Хайдукова Оля 1 3 Основные и дополнительные цвета Форма, пространство № п/п Фамилия, Имя. октябрь февраль 1 Аббасова Аля 2 4 2 Быкова Виоллета 1 3 3 Воронина Даша 1 2 4 Жаркая Ксения 2 4 5 Кузьмичев Егор 1 2 6 Лазарева Полина 1 4 7 Лапкаева Лиза 1 2 8 Макарова Яна 2 4 9 Пестерева Ксюша 1 4 10 Тюрюханов Даниил 1 2 11 Усольцев Алеша 1 3 12 Хайдукова Оля 1 2 Приемы работы акварелью № п/п Фамилия, Имя. октябрь февраль 1 Аббасова Аля 2 4 2 Быкова Виоллета 1 3 3 Воронина Даша 1 2 4 Жаркая Ксения 2 4 5 Кузьмичев Егор 0 2 6 Лазарева Полина 1 3 7 Лапкаева Лиза 1 2 8 Макарова Яна 2 4 9 Пестерева Ксюша 1 4 10 Тюрюханов Даниил 1 2 11 Усольцев Алеша 1 3 12 Хайдукова Оля 0 2 Простейшие способы лепки № п/п Фамилия, Имя. октябрь февраль 1 Аббасова Аля 1 4 2 Быкова Виоллета 1 3 3 Воронина Даша 1 2 4 Жаркая Ксения 2 4 5 Кузьмичев Егор 1 2 6 Лазарева Полина 1 3 7 Лапкаева Лиза 1 3 8 Макарова Яна 2 4 9 Пестерева Ксюша 1 4 10 Тюрюханов Даниил 3 4 11 Усольцев Алеша 2 3 12 Хайдукова Оля 1 2 Пример сравнения первых рисунков детей и рисунков через полгода посещения студии ДПТ «Вдохновение» Аббасова Аля Тюрюханов Даниил Лазарева Полина Быкова Виоллета Опыт творческой деятельности учащиеся школы и воспитанники студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновения» приобретают в процессе изготовления работ и подготовки к разнообразным творческим выставкам. Опыт творческой деятельности Выставки- конкурсы (школьные, районные, республиканские) Передвижные выставки, отчетные выставки, ярмарка Персональные выставки воспитанников студии Креатив-шоу- выставки, уголок страха, уголок смеха. Тематические композиции Сувениры для родных, близких, друзей. Сувениры для праздничных мероприятий Тематические композиции и диорамы Сувениры для друзей, близких, родных Поделки к праздничным датам Поделки ко Дню Земли Пасха Подарок к 8 Марта Масленица Выставки, конкурсы Тематические выставки рисунков Проектная работа учащихся. Кружковая работа Персональные выставки учащихся школы и воспитанников студии Работы ученицы 9А класса Ершовой Александры Передвижные, отчетные выставки и ярмарки Конкурс «Дети, техника, творчество». Международная научно-практическаяКонференция учителей иностранногоязыка . Семинар директоров Креатив-шоу выставки(комната смеха, уголок страха) Год ФИО ученика Кл Наименование конкурса Секция Уровень Резуль-тат 2007 Косовцова Таня 7 «б» «Выбирай- Голосуй!» рисунок районный 3 место 2007 Осеева Юлия 7 «б» «Дети, техника и творчество» ДПИ районный Участие 2007 Курикалова Таня 7 «б» Наушкинская таможня. Конкурс рисунков «Дети о работе родителей». рисунок поселковый 1 место РЕЗУЛЬТАТЫ 2008 Осеева Юлия 7 «б» «Дети, техника и творчество» ДПИ районный Участие 2008 Фомина Анна 6 «а» «Моя семья» рис районный 1 место 2008 Федоров Дима 3 «б» «Птицы Бурятии» рисунок районный 2 место 2008 Шайдуров Захар 3 «б» «Птицы Бурятии» рисунок районный 3 место 2009 Шангина Наташа 11 «а» Конкурс изобразительного искусства VI Республиканской открытой 10-щй ежегодной Всероссийской открытой Олимпиады «Созвездие- 2009». «Человек- Земля_Космос». рисунок регион Участие 2010 Фомицкая Раиса 5 «б» «Война глазами детей» рисунок районный 1 место 2010 Хлупина Саша 5 «б» «Война глазами детей» рисунок районный 3 место 2010 Шайдуров Захар 5 «а» «Дети, техника и творчество» ДПИ районный 3 место 2010 Общешкольн. работа «Дети, техника и творчество» ДПИ районный 2 место 2010 Туманова Люда 5 «б» «Наркотикам нет!» рисунок районный 1 место 2010 Ванкеева Алена 5 «а» Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» плакат районный 2 место 2010 Ванкеева Настя 9 «а» Конкурс рисунков «Новогодняя сказка» плакат районный 2 место 2011 Ванкеева Настя 9 «а» Выставка ДПТ «Дети. Техника. Творчество» поделка районный 1 место 2011 Туманов Костя 6 «б» Выставка ДПТ «Дети. Техника. Творчество» поделка районный 1 место 2011 Ванкеева Настя 9 «а» «Сувенир Бурятии» поделка районный 1 место 2011 Ванкеева Настя 9 «а» «Сувенир Бурятии» поделка республиканский диплом 2011 Аббасова Аля 5 «Конкурс рисунков «Бурятия- территория толерантности» рисунок районный 2 место 2011 Аббасова Аля 5 Конкурс рисунков «Наравне со всеми. Я голосую» рисунок районный 1 место 2011 Ершова Саша 9 «а» Конкурс рисунков «Наравне со всеми» ко Дню инвалидов рисунок районный 2 место 2011 Аббасова Аля 5 Конкурс рисунков «Художники Бурятии» Рисунок республиканский участие 2011 Ершова Саша 9 «а» Конкурс рисунков «Художники Бурятии» рисунок республиканский участие 2012 Бондаренко Ира 9 «а» Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» доклад районный 1 место 2012 Аббасова Аля 5 Конкурс рисунков «Сохраним леса Бурятии от пожара» рисунок районный 1 место 2012 Ершова Саша 9 «а» Конкурс рисунков «Сохраним леса Бурятии от пожара» рисунок районный 1 место 2012 Пестерева Лариса 9 «б» Конкурс рисунков «Сохраним леса Бурятии от пожара» рисунок районный 3 место 2012 Ершова Саша 9 «а» Конкурс на лучший детский плакат к Всемирному дню борьбы с туберкулезом плакат районный участие 2012 Пестерева Лариса 9 «б» Конкурс на лучший детский плакат к Всемирному дню борьбы с туберкулезом плакат районный участие Айрис Фолдинг- искусство бумагопластики. Работа учащейся 9А класса Бондаренко Иры Мастер-класс для директоров по ДПИ. Панно из соленого теста «Рыбки». Мастер-класс для участников международного проекта «Мост дружбы» по ДПИ. Панно из объёмных бумажных цветов. Мастер-класс для участников семинара учителей изобразительного искусства по ДПИ. Панно «Оберег». Данные о поступлении учеников в лицеи, колледжи, вузы по предметной направленности (изо и черчение). Год Класс ФИО Куда поступил 2007 11 Криницына Виктория Андреевна Красноярская государственная архитектурно-строительная академия. 2007 11 Базаров Анатолий Альбертович ВСГАКИ г.У-Удэ 2007 11 Лебедева Анастасия Станиславовна ВСГАКИ г.У-Удэ 2008 11 Осеев Сергей Владимирович Политех. Г.Иркутск. 2010 11 Баннов Сергей Федорович ИРГУППС г.Иркутск 2010 11 Воробьева Юлия Андреевна Ангарская техническая академия г. Ангарск. 2010 11 Шангина Наталья Андреевна Ускоренные курсы дизайнера.ИрГТУ, инженер. Выпускница студии ДПТ «Вдохновение»