Презентация по русскому языку на тему«Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами».


Тема: «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами».  Цель урока: познакомить с особенностями обособления и не обособления деепричастных оборотов на письме; учить применять полученные знания на практике. Развивать умение анализировать и характеризовать предложения с обособленными обстоятельствами, моделировать и использовать в речи данные предложения, строить схемы предложений с обособленными членами, работать с тестами, активизировать орфографические знания и навыки учащихся.   Воспитывать интерес к изучению русского языка, внимательность, умение работать коллективно, в паре, индивидуально. «Доброе утро, страна!» Мозговой штурм. Разминка «Прыг- скок команда»   «Хочу знать!» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотамиОбособляются:1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:2) деепричастный оборот, стоящий после соединительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения):Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А. Чехов.) Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее, сели отдыхать на шпалы. (В. Арсеньев.)Не обособляются:1) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия: Он шел прихрамывая.  2) одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.): Читать лежа вредно.3) деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а:Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М. Горький.) Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.4) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.):Они слушали его рассказ затаив дыхание. «Пока все дома» 1.Тренировочное упражнение.Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.Река пенилась вздымая валы и стремительно неслась вниз. (Л.)Войдя в юрту Макар подошёл к камельку. (Кор.)Он устав остановился отдохнуть. (С. Антонов)Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы (Л. Т.);Покрикивая и повизгивая прыгали босоногие мальчишки. (М. Г.) Пошумев река успокоилась.( Пол.)Чуть дрожат качаясь сосны.(Бр.)Колыхаясь и сверкая движутся полки. (Л.) Правильный вариант ответаРека пенилась, вздымая валы, и стремительно неслась вниз. (Л.)Войдя в юрту, Макар подошёл к камельку. (Кор.)Он, устав, остановился отдохнуть. (С. Антонов)Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы (Л. Т.);Покрикивая и повизгивая, прыгали босоногие мальчишки... (М. Г.) Пошумев, река успокоилась.( Пол.)Чуть дрожат, качаясь, сосны.(Бр.)Колыхаясь и сверкая, движутся полки. (Л.)  Корт "Помоги выпускнику".А теперь давайте поможем одиннадцатиклассникам. Прошло пробное тестирование. У ребят было задание – Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется. А) Несмотря на непогоду мы двинулись в путь. Б) Я подложив в костёр дрова тоже лёг спать. С) Сломя голову он ринулся вперёд. Д) Не дойдя до леса танк остановился. Е) Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Одиннадцатиклассник отмечает вариант Д. Итак, проблемный вопрос: прав ли одиннадцатиклассник, выбрав вариант Д? Тренинг « Исправь ошибки!» Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.1) Чахнет старая церквушка В облака закинув крест.2) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли печально пролетая Уж не жалеют больше ни о ком.3) Черемуха душистая Развесившись стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.4) Пишут мне, что ты тая тревогу Загрустила шибко обо мне...5) А заря лениво Обходя кругом Обсыпает ветки Новым серебром.6) Водит старая мельница ухом Навострив мукомольный нюх.7) Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».8) Хорошо лежать в траве зеленой И впиваясь в призрачную гладь Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный, На себе, уставшем, вспоминать. Правильный вариант ответа1) Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест.2) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.3) Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.4) Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне...5) А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.6) Водит старая мельница ухом, Навострив мукомольный нюх.7) Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!».8) Хорошо лежать в траве зеленой И, впиваясь в призрачную гладь, Чей-то взгляд, ревнивый и влюбленный, На себе, уставшем, вспоминать. Литературная гостиная «По страницам стихотворений С. Есенина». Анализ предложений. Работа в группах. Задание для 1 группы. Прочитайте записанное предложение. Запишите, расставив знаки препинания, объясните свой выбор. Выделите графически деепричастия и деепричастные обороты. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И качаясь шепчет шаловливо С добрым утром! Задание для 2 группы. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку.С пустых лощин ползёт дугою тощей Сырой туман курчаво свившись в мох И вечер свесившись над речкою полощет Водою пальцы синих ног. Задание для 3 группы. Приготовьтесь к работе с зелеными карточками (на каждой небольшой карточке написано одно слово, все вместе они составляют одно предложение). Разрозненные слова расположите в соответствии с указанными мною частями речи, чтобы получилась определенная фраза. Если в предложении несколько слов относятся к одной и той же части речи, то я буду указывать дополнительную категорию (падеж, число, род, вид и т.д.). Итак, приготовьтесь «собрать» предложения. сущ. И.п сущ.Д.п союзн.слово дееприч. Сущ.В.п .мн.чглаг.прош.вр. предлог прилаг. В.п. сущ. В.п. ед.ч. Задание для 4 группы. Прочитайте записанное предложение. Дайте характеристику, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выступлению (защите своей работы) перед классом. Скинув шапки молясь и вздыхая Говорили промеж мужики Колосилась-то ярь неплохая, Да сгубили сухие деньки. Задание для 5 группы. Прочитайте записанное предложение. Дайте характеристику, расставьте знаки препинания. И утратив скромность одуревши в доску Как жену чужую обнимал берёзку. Схематический диктант. Построить схемы предложений.1.Месяц, золотясь, спускался в степи.2.Ветер быстро гнал тучи, свистя и взвизгивая.3.Стая, медленно летя, сделала два круга. 4.Спят журавли обыкновенно стоя.5.Дома у себя Громов читал лежа.6.Мать, улыбаясь, прислушивалась к разговору.7Не глядя на неё, Павел заговорил. Творческая мастерская.Задание: в предложениях заменить деепричастный оборот устойчивым сочетанием слов, выбрав подходящий из записанных на доске: сломя голову, несолоно хлебавши, не смыкая глаз, не переводя дыхание, затаив дыхание, не помня себя.1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан. 2. Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 3. Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков. 4. Просители ушли, ничего не добившись. « Брейн-ринг» «Сапёр» Тестирование. Ответы:  1 вариант – 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а. 2 вариант – 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б.  Домашнее задание: 1уровень: §34 упр.3042уровень: выписать из стихотворений С. Есенина 10 предложений с обособленными обстоятельствами.3уровень: придумать рекламу « Обособленные члены предложения».