Презентация по литературе на тему Ольга в романе Евгений Онегин А.С. Пушкина


Ольга Ларина Внешность и ПОРТРЕТ Ольги Внешность и портрет Ольги В произведении Пушкина Ольга является воплощением так называемого книжного типа «северной девы»:     Всегда скромна, всегда послушна,     Всегда, как утро, весела,     Как жизнь поэта простодушна,     Как поцелуй любви мила.     Её портрет - типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:     Глаза, как небо, голубые,     Улыбка, локоны льняные,     Движенья, голос, легкий стан...     Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна Внутренний мир героини Внутренний мир героини Внутренний мир Ольги так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:     Невинной прелести полна,      В глазах родителей, она      Цвела, как ландыш потаенный. Повторение судьбы Повторение судьбы     В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хозяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Чуть отрок, Ольгою плененный, Сердечных мук еще не знав, Он был свидетель умиленный Её младенческих забав; В тени хранительной дубравы Он разделял её забавы, И детям прочили венцы Друзья-соседы, их отцы. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах. Тайна имени Тайна имени Считается, что у женского имени Ольга — скандинавское происхождение. История красивого и гордого имени Ольга уходит корнями в седую глубь веков, во времена князей и древней славы. Тайна происхождения и истории женского имени Ольга (Olga) заключается в том, что оно переводится со скандинавского языка как «святая» или «священная», «светлая, просветленная». Отношение к сестреОтношение к сестре Ольга любит сестру, он «наперсница младая» многим делится с ней. Мы видим это после ночного гадания, когда Ольга «Авроры северной алей и легче ласточки влетает», спрашивая о том, кто приснился Татьяне. У неё и в мыслях не было кокетничать с Онегиным. Именно с сестрой она приходит на могилу Ленского: Сюда ходили две подруги, И на могиле при луне, Обнявшись, плакали оне… Жизнь и любовь ОльгиЛюбовь в жизни Ольги     Большое место в жизни двух сестер занимает любовь. Ольге нравятся романтические признания Ленского, но она не может оценить и понять всю силу его любви, поэтичность души. Поэтому после смерти Владимира она «не долго плакала», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего её, стерся из памяти Ольги:     Увы! Невеста молодая     Своей печали неверна.     Другой увлек её вниманье...     Улан умел её пленить... Мнимый триугольник Мнимый треугольник Ольга видит в Евгении лишь потенциального жениха своей сестры, а Онегину младшая из сестер Лариных вообще не нравится. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:     Кокетка, ветреный ребенок!      Уж хитрость ведает она,     Уж изменять научена! Поведенье Ольги перед ДУЭЛЬЮПоведение Ольги перед дуэлью Когда взбешенный, пылающий ревностью Ленский перед дуэлью не удержался от соблазна взглянуть на кокетку, желая сразить ее неожиданностью своего появления, она, «подобно ветряной надежде, резва, беспечна, весела», по-детски непринужденно поинтересовалась, почему он так неожиданно исчез с бала. Все чувства в Ленском помутились, И молча он повесил нос. Исчезли ревность и досада Пред этой ясностию взгляда, Пред этой нежной простотой, Пред этой резвою душой!.. Онегин об ольгиОнегин об Ольге Вряд ли и Онегин объективно воссоздал портрет героини, но он подчеркнул существенный в его представлении недостаток, искажавший впечатление от безупречной внешности Ольги; отсутствие гармонии между прекрасной внешностью и бедностью внутреннего мира, бедностью духовной жизни, освещающей внешний облик светом душевного огня, своеобразия личности, мучительно и неутомимо ищущей свое место в жизни. Отсутствие жизни в чертах Ольги — следствие бездуховности, бесконфликтности, потребительского отношения к внешнему миру, самодовольства и ограниченности. В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ван Дейк «Мадонна с младенцем» Бал у лариныхБал у Лариных Ольга проста и непосредственна, кокетлива и игрива, поверхностна и беззаботна, полна жизненной энергии и жажды наслаждений, поклонения, праздника. Она восприимчива к похвалам, как всякая женщина, поэтому так легко удалось Онегину завладеть ее вниманием на балу у Лариных: …проворно Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, сколъзя небрежно, И наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал, И руку жмет — и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче Замужество ольгиЗамужество Ольги После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который «успел ее страданье любовной лестью усыпить»: И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах. ВыводВывод В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий.