Презентация «Образ собаки в сказках и художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы и культуры народов Ямала в 5 классе»


Исследовательская работа по литературеученицы 5 «Г» классаМБОУ СОШ №6 г.Новый Уренгой Михайловой Валентины«Образ собаки в сказках и художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы и культуры народов Ямала в 5 классе» Руководитель исследования: учитель русского языка и литературы Газизуллина Елена Наилевна   2014-2015 учебный год Содержание: 1. Обоснование темы.2. Проблемы.3. Гипотеза.4. Цель исследования.5. Задачи исследования.6. Наши исследования: 6.1. Как собака подружилась с человеком. История появления собаки. 6.2. Значение собаки в жизни человека. 6.3. Чтение произведений по теме исследования, аннотация к ним, выводы. 6.4. Выделение проблем, которые ставят авторы в произведениях.7. Анкета и результаты анкетирования.8. Выводы.9. Наши рекомендации. 1. Обоснование темы: Собаки часто являются героями различных произведений: сказок, рассказов, стихотворений, песен. В пятом классе мы изучили ряд произведений, где есть образ собаки. Это рассказ И.С.Тургенева «Муму» и селькупская сказка «Почему собаки лают». В жизни судьбы собак и их хозяев крепко переплетаются. А как же в литературном произведении? Какую роль играют животные в художественных произведениях, в частности, собака? Это мне стало интересно, и я решила исследовать этот вопрос. 2. Проблемы:Для чего в произведениях дан образ собаки?Как изображается собака?Как изображается человек рядом с собакой? 3. Гипотеза Если в произведении даётся образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества. 4. Цель исследования:Определить значимость образа собаки в произведениях. Определить, что о человеке говорит образ собаки. Задачи исследования:Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки.Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.Найти параллели в изображении собаки и человека.Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки.Провести сбор информации об отношении людей к собакам.Показать значение собак в жизни человека. 6. Наши исследования Я прочитала рассказ И.С.Тургенева «Муму» и селькупскую сказку «Почему собаки лают», написала аннотацию к ним и сделала выводы. Выводы 1. По рассказу И.С.Тургенева «Муму». Образ собаки открывает в Герасиме положительные стороны: умение любить, заботиться о животных, душевную теплоту. И именно собака, ее гибель, помогает герою изменить свою жизнь, перестать покоряться барыне и жить свободно. 2. По селькупской сказке «Почему собаки лают». На примере этой сказки мы видим, как издревле близка была связь между человеком и собакой у северных народов, как они были дружны и равны перед богом. И лишь когда собака не выполнила поручение человека, она стала отличаться о него: лаять и ходить на четырех лапах. Выделим проблемы, которые ставят авторы в произведениях.Проблема несправедливого отношения человека к собакеПроблема одиночества и человека, и животногоПроблема смертности человека и животногоПроблема нравственных ценностей в жизни  Я предложила анкету ученикам 5 в, 5г классов, вот результаты анкетирования: 1.Любите ли вы читать книги о животных (о собаках)? (да – 70%)2.Какие книги о собаках вы читали? («Почему собаки лают» - 5ч; «Муму» -11ч; «Лев и собака» - 3ч; «Белый Бим Черное Ухо» -1ч; «Слон и Моська» - 1ч; «очень много» - 1ч)3.Кто из животных может быть другом человеку (собака, лошадь, кошка)?(собака – 87%)4.Есть ли у собаки свой характер, душа? (да – 95%)5.Может ли собака превосходить человека в чём-либо? (да -77%, «в верности» 1ч, «никогда не обижается, в слухе и обонянии» 1ч)6.Хотели бы вы иметь собаку? (да - 72%)7.Какие породы собак вам нравятся? («лайка и хаски» - 12ч, «овчарка» - 11ч, «бульдог» - 4ч, «долматинец» - 4ч, «спаниель» - 3ч, «просто дворняга» - 1ч, «любые» - 1ч.) Выводы по анкетированию: данные результатов анкетирования показывают, что ученики 5 классов любят собак, считают собаку другом человека, считают, что у собаки есть характер и душа, читают книги о собаках и хотели бы иметь собаку дома. ВЫВОДЫ исследования Все произведения, и фольклорные, и произведения русской литературы высоконравственны. Они учат добру, любви, состраданию. Образ собаки раскрывает нравственное и духовное состояние человека, который находится рядом с собакой: злой он или добрый, равнодушный или отзывчивый, жестокий или милосердный. Образ собаки рисуется автором благороднее и чище. Мне кажется, каждому человеку необходимо остановиться и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют собаки в нашей жизни и животные вообще. Собака – друг человека. А человек собаке – друг? Наши рекомендации Если вы встретите бездомных собак, не будьте черствыми: позвоните в собачий приют, укажите координаты брошенного животного или отвезите его туда. Дайте воды и что-нибудь съестное. Животные не хотят зла человеку – они просто пытаются выжить. Если человек – царь, то поступай по-царски, будь милосерден. Если у вас есть собака, то вы несёте за неё ответственность! Постарайтесь больше времени уделять своему питомцу, гуляйте с ним, играйте. Обеспечьте уход за собакой: регулярно кормите ее, содержите в чистоте. Изучайте её характер и повадки, занимайтесь дальнейшим воспитанием своего четвероного друга. Читайте произведения о собаках и о животных вообще, ведь такие книги интересны: зачастую, животные намного благороднее человека, в них меньше зла, возможно, у них есть душа, и точно у них есть чему поучиться. Спасибо за внимание!